Православная церковь занимала господствующее положение в Московском царстве. Она поддерживала царя в его борьбе за укрепление государства. В XVI в. на Москву смотрели как на мировой центр православия, "третий Рим".
В конце XV - начале XVI в. в среде православной церкви стали распространяться взгляды о необходимости перемен в отношениях между церковью и государством - ереси. Эти ереси по характеру приближались к западноевропейскому реформаторского движения. Отличались два направления - "йосифляны" и "нестяжатели".
Лидером "Нестяжателей" был Нил Сорский. Выступая за нравственное очищение церкви, против преследования еретиков, он считал, что церковь не должна владеть землями и монастырями, а должен отдать их государству и сосредоточиться на духовном совершенствовании себя и мирян.
Взгляды "йосифлян" сформулировал игумен Волоцкого монастыря Иосиф. Он гневно осуждал еретиков, стремившихся ослабить церковь, требовал бороться против них до конца, защищал монастырское землевладение. Иосиф хотел поднять авторитет церкви в обществе усиления дисциплины в монастырях, уничтожение любого свободомыслия, призвал к союзу церкви с царской властью. Наиболее опасным свободомыслием он считал "нестяжательство".
|
|
Царская власть поддержала "йосифлян". Зато Иосиф Волоцкий выдвинул идею божественного происхождения царской власти.
Стоглавый собор 1551 (Его решение было записано в 100 разделах) закрепил право церкви владеть землями. Однако Иван IV сумел добиться положения, по которому новые земли церковь могла получать только с разрешения царя, и этим поднял авторитет своей власти.
В отличие от Западной Европы, где короли повиновались власти папы римского, в Московском царстве церковь признавала власть царя.