Истоки развития гигиены относятся к глубокой древности. Первые попытки создания здоровых условий жизни наблюдались уже у народов Древней Греции, Рима, Египта, Индии, Китая и других стран. Это выражалось в различных мероприятиях, касающихся образа жизни, питания, предупреждения заразных заболеваний и борьбы с ними, физической культуры и т. д. Из исторических документов известно, что многие народы того времени проявляли заботу об общественном здоровье. Девиз «лучше предупреждать болезнь, чем лечить» был известен в Древнем Китае, где существовал обычай оплачивать труд домашних врачей до тех пор, пока в семье все были здоровы.
Девиз гигиены хорошо сформулирован английским ученым Э.А. Парксом: сделать развитие человека более совершенным, упадок — менее быстрым, жизнь — более сильной, а смерть — более отдаленной.
Большой вклад в практическую часть военной гигиены внес видный организатор медицинской службы русской армии генерал-штаб-доктор Роман Четыркин (1797—1865). Им и под его руководством написан ряд наставлений о профилактическом и лечебном обеспечении войск, в том числе «Наставление по части практической военно-медицинской полиции», «Опыт военно-медицинской полиции, или правила к сохранению здоровья русских солдат в сухопутной службе».
|
|
Основоположник отечественной терапии М.Я. Мудров (1776—1831) в актовой речи в Московском университете в 1820 г. сказал: «Взять в свои руки людей здоровых, предохра нить их от болезней наследственных или угрожающих, предписать им надлежащий образ жизни есть честно и для врача покойно, ибо легче предохранить от болезней, чем лечить их». Другой известный московский терапевт П.А. Захарьин (1829—1897) в своей речи там же в 1873 г. отметил: «Мы считаем гигиену не только необходимой частью медицинского образования, но и важнейшим предметом деятельности всякого практического врача. Чем зрелее врач, тем он больше понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения; успехи терапии возможны лишь под условием соблюдения гигиены». Великий хирург Н.И. Пирогов (1810—1881) писал: «Я верю в гигиену, вот где заключается истинный прогресс нашей науки: будущее принадлежит медицине предохранительной». Позднее И.П. Павлов назвал гигиену медициной будущего.
Основателем научной гигиены в нашей стране и, прежде всего, ее экспериментального направления по праву можно считать Алексея Петровича Доброславина (1842—1889). Он известен своими трудами в различных областях гигиены, создал первый русский учебник по гигиене и журнал «Здоровье», первую гигиеническую экспериментальную лабораторию и заложил фундамент, на котором стала строиться отечественная гигиена. А.П. Доброславин был одним из организаторов Русского общества по охране народного здоровья и женского врачебного образования в России. В Петербурге в 1871 г. им была создана первая самостоятельная кафедра гигиены в России в стенах Военно-медицинской академии. В 1882 г. была организована кафедра гигиены в Московском университете, которую возглавил Ф.Ф. Эрисман (1842—1915), явившийся, как и А.П. Доброславин, одним из основоположников отечественной гигиены. Ученик Ф.Ф. Эрисмана Григорий Витальевич Хлопин (1863—1929) продолжил лучшие традиции своего учителя в деле совершенствования и развития экспериментального направления в гигиене.
|
|
Выдающуюся роль в развитии общей, военной и радиационной гигиены сыграл Федор Григорьевич Кротков (1896—1983). В годы Великой Отечественной войны Ф.Г. Кротков в качестве главного гигиениста Советской Армии руководил санитарно-гигиеническим обеспечением войск. В послевоенные годы он направил свои усилия на развитие радиационной гигиены в нашей стране.
Развитие военной гигиены в послевоенный период неразрывно связано с именем профессора Порфирия Евдокимовича Калмыкова (1901—1971). Он предложил принципиально новые подходы к совершенствованию военной одежды, к нормированию химического состава питьевой воды и количественных норм водоснабжения войск.
Большой вклад в развитие военной гигиены внес заслуженный деятель науки РФ профессор Николай Федорович Кошелев (1915—1996). Им непосредственно и под его руководством разрабатывались вопросы гигиены питания, водоснабжения войск, другие важные направления гигиенической науки.
В настоящее время военная гигиена развивается в направлении дальнейшего изучения влияния факторов окружающей среды и условий службы на здоровье и работоспособность военнослужащего, внедрения в гигиенические исследования новых физических, химических, физиологических, токсикологических и других методик и сближения обычных санитарно-гигиенических обследований с научными исследованиями.
Военная гигиена входит в состав дисциплин профилактического направления медицины и как наука имеет четыре основных атрибута: цель, предмет, объект (объекты) и метод (методы) исследования. Цель военной гигиены — сохранение и укрепление здоровья человека (военнослужащего). Предмет исследования — здоровье военнослужащего и закономерности влияния на него факторов окружающей среды.
По определению, представленному в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (1948), «здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физического дефекта». В данной трактовке речь идет о трех основных компонентах здоровья: физическом, психическом и социальном (схема 1.1).
Схема 1.1. Основные составляющие здоровья военнослужащего
Здоровье военнослужащего | |||||||||
Физический статус: · физическое развитие; · физическая подготовленность и работоспособность; · адаптационные резервы; · иммунорезистентность | Нервно-психический статус: · умственная работоспособность; · моральная нормативность; · поведенческая регуляция; · коммуникативный потенциал; · невротизация личности | Социальный статус: · профессионально-образовательные характеристики; · социальная реализованность и адаптивность; · материальная обеспеченность; · семейное положение и репродуктивность | |||||||
Для исследования физического здоровья необходимо оценивать структуру, функцию и адаптационные резервы организма. При измерении структуры используют антропометрические показатели (рост, масса тела, объем грудной клетки, живота, плеч и др.). При измерении функции используют физиометрические показатели (сила кистей рук, становая сила, жизненная емкость легких и др.). Для выявления адаптационных возможностей организма применяют нагрузочные пробы (приседание, отжимание от пола, степ-тест, подтягивание на перекладине, велоэргометрия).
|
|
Для исследования психического здоровья требуются специальные тесты, которыми широко пользуются психофизиологи, а нередко и врачи-психиатры. Ряд бланковых методик предложен для гигиенической диагностики психического здоровья военнослужащих. Наибольшие трудности вызывает оценка третьего компонента здоровья — социального благополучия, поскольку оно не имеет нормативов и может существенно различаться в зависимости от запросов и возможностей людей.
Окружающая среда (схема 1.2) представляет собой совокупность природных и социальных элементов, с которыми человек неразрывно связан и которые оказывают на него влияние на протяжении всей жизни, являясь внешним условием или способом его существования.
Элементы окружающей среды обладают определенными свойствами, которые обусловливают специфику влияния на человека или необходимость в них для обеспечения жизнедеятельности людей. Природные элементы влияют своими физическими, биологическими свойствами и химическим составом. Группа социальных элементов также обладает определенными свойствами, которые можно охарактеризовать качественными или количественными параметрами.
Схема 1.2. Структура окружающей среды
Окружающая среда | |||||||||||||||
Природные элементы среды (воздух, вода, почва, радиация, пища, биосфера) | Социальные элементы среды (труд, быт, социально-экономический уклад) | ||||||||||||||
Свойства элементов или факторы окружающей среды | |||||||||||||||
Природные факторы 1. Механические. 2. Физические. 3. Химические. 4. Биологические. | Социальные факторы | ||||||||||||||
труда | быта | социально-экономического уклада | |||||||||||||
1. Тяжесть труда. 2. Напряженность труда. 3. Режим труда. 4. Характер связи человека с орудием труда. 5. Внешние условия труда. | 1. Условия размещения. 2. Одежда. 3. Питание. 4. Водоснабжение. 5. Отдых. | 1. Социально-правовое положение. 2. Материальная обеспеченность. 3. Уровень образования. 4. Уровень культуры. | |||||||||||||
Образ жизни | |||||||||||||||
В военной гигиене перечисленные свойства природных и социальных элементов принято называть факторами окружающей среды. В процессе их изучения устанавливают природу факторов и сущность действия их на организм человека, определяют границы их отрицательного и положительного влияния, т.е. гигиенические нормы, разрабатывают предложения по устранению или ослаблению действия вредных и использованию полезных факторов.
|
|
Объектами исследования в военной гигиене являются человек (военнослужащий), воинский коллектив и окружающая среда.
Рассматривая методы военной гигиены, следует отметить, что трактуемый во многих литературных источниках метод профилактики есть не что иное, как способ достижения основной цели, а методами исследования объектов являются:
· метод гигиенического наблюдения и обследования как основной в практической деятельности врачей-гигиенистов;
· инструментально-лабораторный метод, при котором используют арсенал физических, химических, физиологических, биохимических, микробиологических и других методик исследования организма человека и объектов окружающей среды;
· экспериментальный метод, применяемый главным образом в научных исследованиях, проводимых в лабораторных и натурных условиях;
· математико-статистический метод, позволяющий исследовать влияние того или иного фактора на человека или коллектив, определять достоверность исследований, а также оценивать эффективность гигиенических рекомендаций.
Таким образом, военная гигиена представляет собой одну из научных профилактических дисциплин и областей практической деятельности военных врачей, разрабатывающую пути и способы сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и боеспособности военнослужащих. Военная гигиена имеет научно обоснованные главные атрибуты: цель, предмет, объекты и методы исследования. На этой основе военные врачи-гигиенисты устанавливают гигиенические нормы и требования к условиям труда и быта, объектам военной техники и вооружения, контролируют соблюдение нормативов и требований как на стадии проектирования и конструирования, так и в процессе эксплуатации объектов, принимают участие в разработке и оценке обмундирования, экипировки, технических средств, обеспечивающих надлежащие условия труда и быта военнослужащих.