Военная гигиена как наука и область практической деятельности врачей

Истоки развития гигиены относятся к глубокой древности. Первые попытки создания здоровых условий жизни наблюдались уже у народов Древней Греции, Рима, Египта, Индии, Китая и других стран. Это выражалось в различных мероприятиях, касающихся образа жизни, питания, предупреждения заразных заболеваний и борьбы с ними, физической культуры и т. д. Из исторических документов известно, что многие народы того времени проявляли заботу об общественном здоровье. Девиз «лучше предупреждать болезнь, чем лечить» был известен в Древнем Китае, где существовал обычай оплачивать труд домашних врачей до тех пор, пока в семье все были здоровы.

Девиз гигиены хорошо сформулирован английским ученым Э.А. Парксом: сделать развитие человека более совершенным, упадок — менее быстрым, жизнь — более сильной, а смерть — более отдаленной.

Большой вклад в практическую часть военной гигиены внес видный организатор медицинской службы русской армии генерал-штаб-доктор Роман Четыркин (1797—1865). Им и под его руководством написан ряд наставлений о профилактическом и лечебном обеспечении войск, в том числе «Наставление по части практической военно-медицинской полиции», «Опыт военно-медицинской полиции, или правила к сохранению здоровья русских солдат в сухопутной службе».

Основоположник отечественной терапии М.Я. Мудров (1776—1831) в актовой речи в Московском университете в 1820 г. сказал: «Взять в свои руки людей здоровых, предохра нить их от болезней наследственных или угрожающих, предписать им надлежащий образ жизни есть честно и для врача покойно, ибо легче предохранить от болезней, чем лечить их». Другой известный московский терапевт П.А. Захарьин (1829—1897) в своей речи там же в 1873 г. отметил: «Мы считаем гигиену не только необходимой частью медицинского образования, но и важнейшим предметом деятельности всякого практического врача. Чем зрелее врач, тем он больше понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения; успехи терапии возможны лишь под условием соблюдения гигиены». Великий хирург Н.И. Пирогов (1810—1881) писал: «Я верю в гигиену, вот где заключается истинный прогресс нашей науки: будущее принадлежит медицине предохранительной». Позднее И.П. Павлов назвал гигиену медициной будущего.

Основателем научной гигиены в нашей стране и, прежде всего, ее экспериментального направления по праву можно считать Алексея Петровича Доброславина (1842—1889). Он известен своими трудами в различных областях гигиены, создал первый русский учебник по гигиене и журнал «Здоровье», первую гигиеническую экспериментальную лабораторию и заложил фундамент, на котором стала строиться отечественная гигиена. А.П. Доброславин был одним из организаторов Русского общества по охране народного здоровья и женского врачебного образования в России. В Петербурге в 1871 г. им была создана первая самостоятельная кафедра гигиены в России в стенах Военно-медицинской академии. В 1882 г. была организована кафедра гигиены в Московском университете, которую возглавил Ф.Ф. Эрисман (1842—1915), явившийся, как и А.П. Доброславин, одним из основоположников отечественной гигиены. Ученик Ф.Ф. Эрисмана Григорий Витальевич Хлопин (1863—1929) продолжил лучшие традиции своего учителя в деле совершенствования и развития экспериментального направления в гигиене.

Выдающуюся роль в развитии общей, военной и радиационной гигиены сыграл Федор Григорьевич Кротков (1896—1983). В годы Великой Отечественной войны Ф.Г. Кротков в качестве главного гигиениста Советской Армии руководил санитарно-гигиеническим обеспечением войск. В послевоенные годы он направил свои усилия на развитие радиационной гигиены в нашей стране.

Развитие военной гигиены в послевоенный период неразрывно связано с именем профессора Порфирия Евдокимовича Калмыкова (1901—1971). Он предложил принципиально новые подходы к совершенствованию военной одежды, к нормированию химического состава питьевой воды и количественных норм водоснабжения войск.

Большой вклад в развитие военной гигиены внес заслуженный деятель науки РФ профессор Николай Федорович Кошелев (1915—1996). Им непосредственно и под его руководством разрабатывались вопросы гигиены питания, водоснабжения войск, другие важные направления гигиенической науки.

В настоящее время военная гигиена развивается в направлении дальнейшего изучения влияния факторов окружающей среды и условий службы на здоровье и работоспособность военнослужащего, внедрения в гигиенические исследования новых физических, химических, физиологических, токсикологических и других методик и сближения обычных санитарно-гигиенических обследований с научными исследованиями.

Военная гигиена входит в состав дисциплин профилактического направления медицины и как наука имеет четыре основных атрибута: цель, предмет, объект (объекты) и метод (методы) исследования. Цель военной гигиены — сохранение и укрепление здоровья человека (военнослужащего). Предмет исследования — здоровье военнослужащего и закономерности влияния на него факторов окружающей среды.

По определению, представленному в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (1948), «здоровье это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физического дефекта». В данной трактовке речь идет о трех основных компонентах здоровья: физическом, психическом и социальном (схема 1.1).

Схема 1.1. Основные составляющие здоровья военнослужащего

  Здоровье военнослужащего  
   
       
Физический статус: · физическое развитие; · физическая подготовленность и работоспособность; · адаптационные резервы; · иммунорезистентность   Нервно-психический статус: · умственная работоспособность; · моральная нормативность; · поведенческая регуляция; · коммуникативный потенциал; · невротизация личности   Социальный статус: · профессионально-образовательные характеристики; · социальная реализованность и адаптивность; · материальная обеспеченность; · семейное положение и репродуктивность
                   

Для исследования физического здоровья необходимо оценивать структуру, функцию и адаптационные резервы организма. При измерении структуры используют антропометрические показатели (рост, масса тела, объем грудной клетки, живота, плеч и др.). При измерении функции используют физиометрические показатели (сила кистей рук, становая сила, жизненная емкость легких и др.). Для выявления адаптационных возможностей организма применяют нагрузочные пробы (приседание, отжимание от пола, степ-тест, подтягивание на перекладине, велоэргометрия).

Для исследования психического здоровья требуются специальные тесты, которыми широко пользуются психофизиологи, а нередко и врачи-психиатры. Ряд бланковых методик предложен для гигиенической диагностики психического здоровья военнослужащих. Наибольшие трудности вызывает оценка третьего компонента здоровья — социального благополучия, поскольку оно не имеет нормативов и может существенно различаться в зависимости от запросов и возможностей людей.

Окружающая среда (схема 1.2) представляет собой совокупность природных и социальных элементов, с которыми человек неразрывно связан и которые оказывают на него влияние на протяжении всей жизни, являясь внешним условием или способом его существования.

Элементы окружающей среды обладают определенными свойствами, которые обусловливают специфику влияния на человека или необходимость в них для обеспечения жизнедеятельности людей. Природные элементы влияют своими физическими, биологическими свойствами и химическим составом. Группа социальных элементов также обладает определенными свойствами, которые можно охарактеризовать качественными или количественными параметрами.

Схема 1.2. Структура окружающей среды

  Окружающая среда    
     
       
Природные элементы среды (воздух, вода, почва, радиация, пища, биосфера)   Социальные элементы среды (труд, быт, социально-экономический уклад)  
       
     
  Свойства элементов или факторы окружающей среды    
     
       
Природные факторы 1. Механические. 2. Физические. 3. Химические. 4. Биологические.   Социальные факторы  
труда быта социально-экономического уклада  
1. Тяжесть труда. 2. Напряженность труда. 3. Режим труда. 4. Характер связи человека с орудием труда. 5. Внешние условия труда. 1. Условия размещения. 2. Одежда. 3. Питание. 4. Водоснабжение. 5. Отдых. 1. Социально-правовое положение. 2. Материальная обеспеченность. 3. Уровень образования. 4. Уровень культуры.  
   
         
     
  Образ жизни    
                               

В военной гигиене перечисленные свойства природных и социальных элементов принято называть факторами окружающей среды. В процессе их изучения устанавливают природу факторов и сущность действия их на организм человека, определяют границы их отрицательного и положительного влияния, т.е. гигиенические нормы, разрабатывают предложения по устранению или ослаблению действия вредных и использованию полезных факторов.

Объектами исследования в военной гигиене являются человек (военнослужащий), воинский коллектив и окружающая среда.

Рассматривая методы военной гигиены, следует отметить, что трактуемый во многих литературных источниках метод профилактики есть не что иное, как способ достижения основной цели, а методами исследования объектов являются:

· метод гигиенического наблюдения и обследования как основной в практической деятельности врачей-гигиенистов;

· инструментально-лабораторный метод, при котором используют арсенал физических, химических, физиологических, биохимических, микробиологических и других методик исследования организма человека и объектов окружающей среды;

· экспериментальный метод, применяемый главным образом в научных исследованиях, проводимых в лабораторных и натурных условиях;

· математико-статистический метод, позволяющий исследовать влияние того или иного фактора на человека или коллектив, определять достоверность исследований, а также оценивать эффективность гигиенических рекомендаций.

Таким образом, военная гигиена представляет собой одну из научных профилактических дисциплин и областей практической деятельности военных врачей, разрабатывающую пути и способы сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и боеспособности военнослужащих. Военная гигиена имеет научно обоснованные главные атрибуты: цель, предмет, объекты и методы исследования. На этой основе военные врачи-гигиенисты устанавливают гигиенические нормы и требования к условиям труда и быта, объектам военной техники и вооружения, контролируют соблюдение нормативов и требований как на стадии проектирования и конструирования, так и в процессе эксплуатации объектов, принимают участие в разработке и оценке обмундирования, экипировки, технических средств, обеспечивающих надлежащие условия труда и быта военнослужащих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow