Восстание в Картли во главе с Георгием Саакадзе

К тому времени, когда в Картли прибыли Георгий Саакадзе и Карчиха-хан в стране назревало всеобщее восстание против Ирана. «Великий моурав» узнал об этом и решил взять в свои руки руководство восстанием. Тем временем стали ясны и коварные планы шаха Аббаса: Карчиха-хан, по его приказанию, решил истребить кахетинских тавадов и азнауров, заманив их в свой лагерь, под видом сборов для совместного похода на Имерети. Это произошло у Мухрани, на Агаянском поле. Кызылбашам не удалось выполнить свой замысел. Кахети снова была охвачена огнем восстания.Шах Аббас прислал Карчиха-хану тайное письмо: он вторично приказывал перебить кахетинцев, разорить Картли и убить самого Георгия Саакадзе. Это письмо попало в руки «великого моурава». Медлить было нельзя.25 марта 1625 г. восставшие грузины во главе с Георгием Саакадзе полностью истребили войско кызылбашей, расположившееся лагерем в Марткопской долине. Не дав врагу опомниться, они заняли Тбилиси. После этого «великий моурав» разбил кызылбашей в Гандже и Карабахе. В Кахети грузины нападали на поселившихся там тюрок и истребили их. Саакадзе послал войско и в Самцхе, с тем, чтобы овладеть Ахалцихе. После победы над кызылбашами грузины провозгласили Теймураза I царем Картли-КахетиВесть о восстании грузин и об истреблении кызылбашей застала шаха Аббаса в Мазандеране. Шах принял срочные меры и направил в Грузию отборные войска под начальством Иса-хана—корчибаши (начальника телохранителей).В начале июля 1625 г. у села Марабда произошла кровопролитная битва между грузинами и кызылбашами.Победа в Марабдинской битве дорого обошлась шаху Аббасу: здесь полегло четырнадцать тысяч кызылбашей. Грузины потеряли девять тысяч человек. На следующий день битва продолжалась в окрестностях Коджори. Обескровленный враг не смог задушить восстание.Грузины во главе с Саакадзе продолжали партизанскую войну. После Марабдинской битвы кызылбаши вторглись во Внутреннюю Картли, население которой успело укрыться в горах. Теймураз ушел в Имерети, а Саакадзе — в Самцхе. Но вскоре они вернулись и снова возглавили непримиримую борьбу грузин против иранских захватчиков.Мстительный шах выместил свой гнев на невинных заложниках: после мучительных пыток он умертвил мать Теймураза Кетевану, а младшему сыну Саакадзе — Паата, находившемуся у шаха в качестве заложника, отрубил голову.Велико значение этой всенародной войны: Марткопская и Марабдинская битвы помешали кровавым замыслам шаха относительно Восточной Грузин, население которой Аббас собирался обречь на полное физическое уничтожение, а на территории страны создать кызылбашские ханства.Непримиримый в своей ненависти к Грузии, шах Аббас вынужден был пойти на серьезные уступки и заключить мир с царем Теймуразом. В результате ходатайства московского царя шах через русского посла сообщил Теймуразу о своем желании прекратить войну, вернуть угнанных в плен грузин и восстановить кахетинское царство. Мир с Теймуразом позволял шаху сосредоточить все свои усилия на борьбе против Турции. Вместе с тем открывалась новая возможность поссорить царя с Георгием Саакадзе. В 1625 г. Аббас признал Таймураза I царем Картли-Кахети. Соперники «великого моурава» тавады сумели навлечь на него царскую немилость.Кроме того, Георгий Саакадзе считал заключение союза с Ираном величайшей ошибкой. Поэтому «великий моурав» повел борьбу за воцарение в Картли Кайхосро Мухран-Батони, целиком находившегося под его влиянием.Исход борьбы решила Базалетская битва, происшедшая между царем и моуравом в 1626 г. Георгий Саакадзе потерпел поражение и вынужден был укрыться в Турции. Здесь в 1629 г. Саакадзе и его свита пали от рук турецких палачей. Годом раньше скончался злейший враг Грузии шах Аббас.

32.Эпоха Возрождения

 
 
XIV-XV век. В странах Европы начинается новая, бурная эпоха – эпоха Возрождения (Ренессанса – от французского Renaissanse). Начало эпохи связано с освобождением человека от феодально-крепостнической зависимости, развитием наук, искусств и ремёсел. Эпоха Возрождения началась в Италии и продолжила свое развитие в странах северной Европы: Франции, Англии, Германии, Нидерландах, Испании и Португалии. Позднее Возрождение датируется серединой XVI – 90-ми годами XVI века.Влияние церкви на жизнь общество ослабело, возрождается интерес к античности с её вниманием к личности человека, его свободе и возможностям развития. Изобретение книгопечатания содействовало распространению грамотности среди населения, росту образованности, развитию наук, искусств, в том числе художественной литературы. Буржуазия не удовлетворилась религиозным мировоззрением, которое господствовало в средние века, а создала новую, светскую науку, основанную на изучении природы и наследия древних писателей. Так началось "возрождение" античной (древнегреческой и римской) науки и философии. Ученые стали разыскивать и изучать древние памятники литературы, хранившиеся в библиотеках.Появились писатели и художники, осмелившиеся выступить против церкви. Они были убеждены: самую большую ценность на земле представляет человек, и все его интересы должны быть сосредоточены на земной жизни, на том, чтобы прожить ее полно, счастливо и содержательно. Таких людей, посвятивших свое искусство человеку, стали называть гуманистами.Для литературы Возрождения характерны гуманистические идеалы. Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма, который так и назван, "реализм Возрождения" (или ренессансный), в отличие от более поздних этапов, просветительского, критического, социалистического. Произведения эпохи Возрождения дают нам ответ на вопрос о сложности и важности утверждения человеческой личности, ее творческого и действенного начала.В творчестве таких авторов, как Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес выражено новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь. Человека они представляют, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет, король Лир), поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта ("Ромео и Джульетта"), отражающего столкновение человека с враждебными ему силами. Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Джованни Боккаччо становится законодателем нового жанра – новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения. Этот жанр* рожден характерным для Возрождения ощущением удивления перед неисчерпаемостью мира и непредсказуемостью человека и его поступков.В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.Широко распространена публицистика и философская проза. В Италии Джордано Бруно в своих работах обличает церковь, создает свои новые философские концепции. В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге "Утопия". Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень ("Опыты") и Эразм Роттердамский ("Похвала глупости"). В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы. Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи, а Маргарита Наваррская, сестра короля Франции Франциска I, известна как автор сборника "Гептамерон". В изобразительном искусстве эпохи Возрождения человек предстал самым прекрасным творением природы, сильным и совершенным, гневным и нежным, задумчивым и весёлым. Наиболее ярко мир человека эпохи Возрождения представлен в Сикстинской капелле Ватикана, расписанной Микеланджело. Библейские сюжеты образуют свод капеллы. Основной их мотив – сотворение мира и человека. Эти фрески полны величия и нежности. На алтарной стене находится фреска "Страшный суд", которая была создана в 1537–1541 гг. Здесь уже Микеланджело видит в человеке не "венец творения", а Христос представлен гневным и карающим. Потолок и алтарная стена Сикстинской капеллы представляют собой столкновение возможности и реальности, возвышенности замысла и трагизма осуществления. "Страшный суд" считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения.

33.Реформация В ЕВРОПЕ

Реформа́ция (лат. reformatio — исправление, преобразование, реформирование) — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций[прим. 1]. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.Основной причиной Реформации явилась борьба между теми, кто представлял зарождавшийся капиталистический способ производства, и защитниками господствовавшего в то время феодального строя, охраной идеологических догм которого занималась католическая церковь. Интересы и чаяния зарождавшегося класса буржуазии и, так или иначе поддержавших его идеологию народных масс, нашли проявление в основании протестантских церквей, призывавших к скромности, экономии, накоплению и опоре на себя, а также в формировании национальных государств, в которых церковь не играла главную роль.Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.Комплекс мер, предпринятых католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: