Ритм речи.
Разделим пример на смысло-ритмические группы так, как он должен, членясь паузами, произноситься в ораторской речи.
Смысло-ритмические группы | Число ударений | Число слогов |
Народ... | ||
От частого и бессовестного употребления | ||
слово это | ||
так истерлось, истрепалось и выцвело, | ||
что теперь | ||
почти невозможно определить | ||
его истинное значение. | ||
Но, по счастью, | ||
жив еще сам народ — | ||
униженный и обманутый, | ||
обворованный и оболганный, — | ||
русский народ еще жив. |
Смысло-ритмические группы по примерному соотношению (мы имеем дело с прозой, а не со стихом) числа ударных слогов и общего числа слогов подразделяются на три разряда краткие, средние и долгие, которые, как видим, повторяются и связаны с фигурами слов и мыслей.
Красота слога качественно отличается от других его качеств.
Первые четыре качества слога (правильность, чистота, ясность, уместность) отражают всего лишь речевую культуру говорящего и пишущего и предполагают, по существу, лишенную индивидуальности правильную линейную последовательность речи, которая обеспечивает надежную коммуникацию. Такая речь представляет собой последовательное склеивание слов и словосочетаний в соответствии с правилами языка.
|
|
Красота речи есть результат синтеза выразительных средств, создающего смысловую и выразительную глубину, многомерность слова.
II. Стиль.
B отличие от стилистики, наблюдающей стиль как факт, риторика понимает стиль как задачу.
Высокое достоинство мысли требует достоинства выражающего ее слова. Стиль не самовыражение, которое в лучшем случае рождает лишь стилизацию. Ритор создает стиль напряженным усилием выразить мысль, что удается, только если содержание, которое он сообщает, действительно достойно совершенного выражения.