Главное произведение - Евангелие епископа Эббо в библиотеке Эперне.
Очень интересное слияние различных тенденций: фигуры как будто скопированы с античных образцов, но подверглись мощному импульсу экспрессивности. Возможно, это копия венского коронационного евангелия реймским мастером. Изображение драпировок все как будто в мелкой дрожи, изображение пейзажа очень условное, очерковое, свободное. Экспрессия здесь полностью заслоняет античную основу.
Утрехтская псалтырь. Мы имеем в ней первую известную нам на Западе иллюстрированную псалтырь. Это совершенно новый, не встречавшийся ранее чисто графический тип миниатюры, где все выполнено пером и чернилами. Каждому из ста пятидесяти псалмов книги, равно как нескольким включенным сюда же молитвам, соответствуют иллюстрации, дающие образную интерпретацию текста. Здесь изображаются сцены сражения, охоты, пиры и т. д. Интерес к окружающему проявляется в реальности форм архитектуры, в многочисленных элементах быта, где не раз встречаются мотивы сельских работ, а также в остро схваченных изображениях животных. С видетельствует о прочности христианско-эллинистических традиций в каролингское время. Речные и морские божества изображены здесь еще совершенно в античном роде; живость в изображении львов дает повод предполагать, что они зарисованы с натуры - следовательно, на Востоке. Широко скомпонованы сцены видений; в иллюстрации к псалму 24 женская фигура, стоящая внизу, посередине, напоминает римскую жрицу.
В изображении большой батальной сцены видна экспрессивность и выразительность поз и жестов, все нарисовано так, чтобы жест был понят зрителем однозначно и быстро. Например, ангелы, вытянув шеи, полемизируют о сошествии Христа во ад, придавая значимость событию.
РобенМавр.
Целая серия миниатюр наподобие загадочных ребусов-таблиц. Вся поверхность миниатюры состоит из букв, на которые наслаиваются другие изображения, геометрические (гольца, кресты, орнаменты) или фигуративные (Христос, символы евангелистов). Текст может читаться ив целом, и внутри изображений, например, внутри креста – похвала святому кресту и т.д. Это нечто наподобие сложных математических формул, настолько изощренное изобретение, что кажется бесплодным. Для средневекового человека эти ребусы понимались как молитвы со славу Божию, и чем больше на них было потрачено усилий, тем они были эффективнее.