Собор в Наумбурге

Благодаря обмирщению строительных артелей и развитию светского строительства, в готической скульптуре наблюдаются нарастание реалистических элементов, портретная индивидуальность, доходящая порой до передачи психологических характеристик (портреты Наумбургского собора). Анатомия фигур становится правильной, лица святых передают человеческие эмоции. Рельеф становился высоким, пластичным, теряет былую линеарность.

28. Готическая книжная миниатюра (особенности: выбор сюжетов, изменение шрифта, особенности расположения сцен на листе). Псалтирь Робера де Лилль, Псалтирь Людовика Святого, миниатюры Великой хроники Франции Карла V, миниатюры «Роскошного» часослова герцога Беррийского

Высокого расцвета достигает во Франции XIII-XIV вв. искусство книжной миниатюры, в которой проявляется светское начало.

В готической рукописи изменился вид страницы. В иллюстрации, звучные по чистым краскам, включаются реалистические детали, наряду с растительной орнаментикой — религиозные и бытовые сцены. Употребление остроугольного письма, полностью сформировавшегося к концу XII века, придало тексту вид ажурного узора, в который были вкраплены различные по виду и величине инициалы. Лист готической рукописи с рассыпаннымим сюжетными инициалами и малыми буквицами, имевшими орнаментальные ответвления в виде усиков, производил впечатление филиграни со вставками из драгоценных камней и эмалей.

Апрель. Иллюстрация братьев Лимбургов к часослову герцога Беррийского.Дальше о нем подробно будет.

В рукописях второй половины XIII века характерной чертой стал бордюр, обрамлявший поле листа. На завитках орнамента, вынесенного на поля, а также на горизонтальных линиях обрамления художники помещали небольшие фигурки и сцены назидательного, комического или жанрового характера. Они не всегда были связаны с содержанием рукописи, возникали как порождение фантазии миниатюриста и получили название "дролери" - забавы. Свободные от условностей иконографического канона, эти фигурки начали стремительно двигаться и оживлённо жестикулировать. Щедрой фантазией отличаются дролери в рукописях, дан оформлением которых работал парижский мастер Жан Пюссель (вт. чтв. XIV века). Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы.

В позднеготической книжной миниатюре с особенной непосредственностью выразились реалистические тенденции, были достигнуты первые успехи в изображении пейзажа и бытовых сцен. В миниатюрах «Богатейшего часослова герцога Беррийского» (ок. 1411-16), который оформляли братья Лимбурги, поэтично и достоверно изображены сцены светской жизни, крестьянского труда, пейзажи, предвосхитившие искусство Северного Возрождения.

Готическое искусство — важное звено в общем процессе культуры; произведения готики, полные одухотворенности, величия, обладают неповторимым эстетическим обаянием. Реалистические завоевания готики подготовляют переход к искусству эпохи Возрождения.

Псалтирь Робера де Лиль

На иллюстрации к «Псалтыри Робера де Лиля» (до 1339) изображено «Колесо десяти возрастов человека» со всеведущим Богом в центре. Источником вдохновения для живописца, создавшего эту миниатюру, вне сомнения, послужило окно-роза готического собора. А промежутки между лучами, исходящими от лика Бога, заполнены звездчатым и черепитчатым орнаментами, имитирующими поверхность лопастей нервюрного свода.

Псалтирь людовига святого

«Большие французские хроники» (фр. Grandes Chroniques de France) или «Хроники Сен-Дени» — летописный свод истории французской монархии начиная со времен её возникновения. Создавались в период нач. XI — к. XV вв., важный источник, содержащий сведения о политической истории Франции. «Хроники» охватывают времена Меровингов, Каролингов и Капетингов, начинаясь с легендарных времен — истории троянцев, считавшихся прародителями французов.

Приведение записей аббатства Сен-Дени в порядок связывают с именем великого аббата Сугерия (основоположника готической архитектуры и советника короля). Сугерию принадлежит идея плана создания исторических работ на латинском языке, начиная с его собственной Vita Ludovici Grossi (жизнеописание Людовика VI) — работы, которая позднее стала основой для «Хроник». До него исторические работы, выполненные в Сен-Дени, были разрозненными записями различных авторов, собранными без особого порядка анонимными монахами [1]. В 1250 г. по приказу Людовика Святого Примат, монах монастыря Сен-Дени (Primat de Saint-Denis) начал переводить латинский кодекс на французский язык. В 1274 г. работа монаха была закончена и преподнесена новому королю — Филиппу Смелому. По сравнению с исходным текстом Примат внёс в свой труд некоторые изменения и дополнения, а также продолжил повествование, доведя его до своего времени (оригинальный экземпляр его работы в наши дни можно видеть в библиотеке Святой Женевьевы в Париже)[2][3]. Текст носил название «Roman des Rois». В начале XIV в. за этим французским переводом закрепилось название «Больших французских хроник». В дальнейшем он дополнялся сен-денийским монахом Гильомом из Нанжи и другими. До 1340 г. обе редакции велись параллельно. В 1350—1380 гг. «Большие французские хроники» писались уже не монахом, а придворным — канцлером и советником короля Карла V Пьером д’Оржемоном под руководством самого монарха. По общепринятому мнению, его перу принадлежит история Иоанна II и Карла V.

В 1476 году «Большие французские хроники» появились в печатном варианте и стали первой печатной книгой во Франции. К этому времени они были доведены до начала правления царствовавшего в тот момент Людовика XI. Последней частью хроник стала «История Карла VII», написанная Жаном Шартье, который и опубликовал весь текст целиком.

Помимо этого текста, редакция «Хроник» включает историю Людовика Святого, написанную Гильомом де Нанжи; историю Карла VI, созданную Жувенилем (Jouvenel) и Берри (Berry)[5]. Примат использовал для своего текста хронику монаха Ригора (Rigord) Gesta Philippi Augusti (Хронику Филиппа Августа), написанную в 1186—1208 гг. и продолженною Гийомом ле Бретоном (Guillaume le Breton).

коронация шарля 6-ого

Возвращение елизаветы

«Великолепный часослов герцога Беррийского», иначе Роскошный часослов герцога Беррийского (фр. «Très Riches Heures du Duc de Berry») — самая известная иллюстрированная рукопись XV в., начатая миниатюристами братьями Лимбургами в 1410-х гг. Представляет собой роскошно иллюминированный часослов, выполненный по заказу Жана, герцога Беррийского.

История создания

Первый этап работ. Братья Лимбург

Основная часть манускрипта была создана где-то между 1412 и 1416 гг. братьями Лимбург — Полем, Жаном и Эрманом

Судьба рукописи после смерти Жана Беррийского

Неясна судьба часослова после 1416 года. По одной из версий, им владел Рене Добрый, герцог Лотарингский. Возможно, что именно при его дворе в 1440-х гг. над этим манускриптом трудился неизвестный мастер, так называемый «Мастер Теней» (предположительно Бартоломей ван Эйк). Есть мнение, что часослов после смерти Жана Беррийского передавался по линии прямого наследования через его дочь, Бону Беррийскую, первым мужем которой был Амедей VII Савойский, и, таким образом, манускриптом владели герцоги Савойские. Версия спорная. Сам Жан Беррийский завещал всё своё движимое имущество королю Карлу VI — это третий предполагаемый владелец манускрипта после смерти герцога. Между 1485 и 1489 годами Карл I Савойский нанял для окончания работ Жана Коломба (Jean Colombe). Таким образом, создание манускрипта (с перерывами) заняло около 80 лет.

Жан Коломб работал над ним в 1485

Мастер Теней

До 1975 года миниатюры часослова приписывались либо братьям Лимбург, либо Жану Коломбу. Однако Лучано Беллози предположил, что был ещё один, «промежуточный», этап в работе над Великолепным часословом

Вопрос о том, кто был «промежуточным мастером», остаётся открытым. Если часослов после смерти герцога Беррийского находился во владении короля Франции, им мог быть один из художников, работавших для Карла VII.

Стиль

«Великолепный часослов» является памятником искусства уходящей Осени Средневековья и знаком грядущего ренессансного мироощущения. Признаки Раннего Северного Возрождения в данной работе: новое отношение к окружающему миру, внимательность к передаче конкретных жизненных деталей, костюма, быта, а также отображение всех компонентов в их взаимосвязи, работа с пространственной средой, перспективой, объемным построением, грамотная анатомия, попытка изображения реальных ландшафтов, отказ от орнаментальных фонов.

Декор манускрипта

Элементы декора часослова: вставки по краям больших миниатюр, инициалы с орнаментальными ответвлениями и портретными изображениями, построчные декоративные полосы, также создавались в две разные временные эпохи. Причём некоторые декоративные элементы разработанные на первом этапе оформления получили завершения уже в мастерской Жана Коломба (в основном это большие инициалы с портретами).

Наиболее прославленные изображения Часослова — цикл «Времена года» из 12 миниатюр с изображением месяцев.

Большинство из этих иллюстраций изображает на заднем плане какой-нибудь из замков герцога Беррийского, а на первом — множество деталей, атрибутов и обычных занятий на данное время года, начиная от парадного обеда герцога и заканчивая дрессированными свиньями, ищущими жёлуди. Каждая иллюстрация увенчивается соответствующей небесной полусферой, на которой изображена солнечная колесница, знаки зодиака и его градусы, а также количество дней в месяце и буквенные обозначения юлианского лунного календаря.

26.Готическая скульптура Англии (особенности и принципы расположения скульптурного декора). Скульптура фасада собора в Уэлсе, гробница сэра Роберта Кертоуза в соборе Глостера, гробница короля Эдуарда II, гробница «Черного рыцаря».

● Собор в Уэльсе

На западном фасаде собора в Уэльсе, созданного в 30-40е годы XIII века, разместилось благодаря его исключительной ширине 176 статуй в нишах и 134 рельефа в квадрифолиях и пазухах арок.

Рельефы «Торжество Богоматери» на тимпане центрального портала и «Коронование Марии» в центре аркады, высеченные из включенных в стену каменных блоков, непосредственно привязаны к архитектурным элементам здания. Прочие фигуры были созданы независимо и помещены затем в многочисленные ниши с балдахинами.

Поскольку атрибуты статуй, выполненные из дерева или металла, ныне утрачены, в точности установить смысл этой богатейшей иконографической программы, разворачивающейся на всём пространстве стены фасада вплоть до сцены Страшного суда на центральном щипце, не представляется возможным. Апостолы, святые и персонажи Ветхого и Нового завета соседствуют здесь со светскими владыками и деятелями церкви. Учитывая количество статуй, неудивительно, что качество их далеко не одинаково.

На протяжении столетий этот ансамбль понёс значительные потери. Судя по пустующим нишам нижней галереи, где, вероятно, некогда помещались самые лучшие статуи, многие изваяния были уничтожены во время нередких в Англии вспышек иконоборчества.

Сохранилось до наших дней лишь то, до чего не дотянулись религиозные фанатики, - однако и на верхних ярусах многие статуи пали жертвами стихий. Совсем иначе дело обстояло с надгробными памятниками английских аристократов, которые почти никогда не становились объектами вандализма.

Гробница сэра Роберта Кертоуза

Роберт Кертоуз (ок.1050 – 1134), старший сын Вильгельма Завоевателя, был погребён перед главным алтарём собора в Глостере. Документальных свидетельств, касающихся его надгробного памятника, не сохранилось, но предположительно он датируется последней четвертью XIII века.

Скульптурный портрет этого рыцаря вырезан из дуба – этот материал часто использовался в Англии для надгробных статуй в период 1280-1360 годов. До нас дошло около 80 образцов таких статуй, в большинстве своём так или иначе повреждённых. Фигура, изображающая Роберта Кертоуза, во время гражданской войны в XVII веке была разбита на несколько частей; восстановили её только в конце столетия. Вероятно, тогда же был изготовлен деревянный саркофаг, на крышке которого стаатуя рыцаря и находится ныне в хоре собора.

Несмотря на все превратности судьбы, эта статуя сохранила свою первоначальную позу – довольно необычную, впервые использованную резчиками на западе Англии в XIII веке и быстро завоевавшую популярность, по-видимому, благодаря тому, что для надгробий часто использовалось дерево, более лёгкое в обработке, чем камень.

Голова рыцаря находится на подушке, правая рука тянется к мечу на левом бедре. Левая нога слегка согнута в колене, правая опиралась на некий предмет, ныне утраченный. За счёт такой позы, требовавшей от резчика высочайшего мастерства, скульптурные изображения рыцарей становились несравненно более «живыми».

Этот эффект усиливался и за счёт реалистической росписи, которая, к сожалению, на большинстве дошедших до нас статуй не сохранилась. Такой тип надгробного памятника для рыцаря резко контрастировал со статуями, которые изображали усопшего в молитвенной позе.

 
 

Гробница короля Эдуарда II В соборе Глостера находится также надгробие короля Эдуарда II (1307-1327), который был низложен и зверски убит в замке Беркли 21 сентября 1327 года.

С 1314 года, когда шотландская пехота разгромила английское войско при Баннокберне близ Стерлинга (Шотландия), правление Эдуарда оставалось для Англии бесславным периодом упадка. В конце концов супруга короля, Изабелла Французская, и её любовник Роджер Мортимер вынудили Эдуарда отречься от престола.

Однако в надгробном памятнике Эдуарда ничто не выдаёт злосчастной судьбы, постигшей этого монарха. Его изваяние, высеченное из полупрозрачного алебастра, представляет собой идеализированный портрет государя. Стилизованные волосы и борода и в высшей степени искусная обработка свежедоставленного из каменоломни, ещё мягкого, алебастра позволяют причислить эту статую к лучшим образцам английского придворного искусства.

Выражение лица Эдуарда, в котором величественное достоинство гармонично сочетается с душевным страданием, а также ангелы, с почтительной нежностью касающиеся волос короля, окутывают это изваяние аурой святости.

Вне сомнений,это надгробие, изваянное всего через несколько лет после гибели короля, представляет своего рода реабилитацию Эдуарда в глазах потомков или символизирует его посмертное преображение. Живописность памятника подчёркивается контрастом между нежным свечением белого алебастра и пурбеккским мрамором постамента и балдахина.

Гробница «Чёрного Рыцаря»

Наводя ужас на врагов в ходе многочисленных военных кампаний, Эдуард, принц Уэльский (1330-1376), старший сын Эдуарда III, завоевал репутацию человека жёсткого и беспощадного. Несомненно, именно этому, а вовсе не легендарным чёрным доспехам, он обязан своим прозвищем «Чёрный принц», которое впервые упомянуто в письменном источнике в 1379 году, во второй год правления его сына, Ричарда II (1377-1400).

В 1377 году «Чёрному принцу» было даровано первое из учреждённых в Англии герцогств – Корнуоллское. Эдуард сыграл решающую роль в битве при Креси в 1346 году – сражении, которое стало поистине эпохальной вехой военной истории. В битве при Пуатье в 1356 году он захватил в плен французского короля Иоанна II. В 1362 году Эдуард стал герцогом Аквитанским, но в 1371 году лишился этого титула и был изгнан из Аквитании.

Надгробие «Чёрного принца» в соборе Кентербери, датируемое 1377-1380 годами, было изваяно, по-видимому, тем же мастером, который отвечал за создание памятника Эдуарду III в Вестминстерском аббатстве.

Обе эти статуи отлиты из меди – материала, который не только позволял тщательную деталировку изображения, но и предоставлял массу возможностей для моделировки линий. Тем самым медь удовлетворяла популярному в ту эпоху пристрастию к элегантным очертаниям, мода на которые зародилась в результате ориентации скульпторов на образцы книжной графики. Именно благодаря этому лицо Эдуарда III, например, отличается необыкновенной натуралистичностью, тогда как одежда сравнительно незатейлива.

С другой стороны, доспехи «Чёрного принца» проработаны с предельной тщательностью и вниманием к геральдическим деталям. Это изваяние помещено под балдахином с росписью, изображающей святую Троицу, к которой обращено лицо усопшего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow