Прочитайте материал из книги Иосифа Абрамовича Стернина «ПРАКТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА» и осмыслите его.
УЧЕТ ИНТЕРЕСОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ АУДИТОРИИ
В ПУБЛИЧНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ
Общеизвестно, что перед разными людьми на одну и ту же тему надо выступать по-разному.
Постараемся суммировать имеющиеся в нашем распоряжении данные применительно к наиболее распространенным типам аудитории, с которыми приходится встречаться ораторам.
Однородная/разнородная аудитория
Однородная аудитория справедливо считается удобной и легкой для любого выступления. Разнородная включает разных по уровню и возрасту, профессиональной подготовке людей – родителей и детей, старшее поколение и молодежь, образованных и малообразованных. Именно поэтому трудно найти подход к такой аудитории: как отмечал академик М. Старикович, очень трудно выступать перед широкой аудиторией в Политехническом музее в Москве, приходится читать лекцию по принципу булки с изюмом: «кто пришел плотно поесть, тот жует хлеб,...а другой выковыривает изюминки – интересные детали» (ЛГ, 9.5.1972).
|
|
Как выступать в разнородной аудитории? Ориентироваться надо на слабых слушателей, то есть выступать как перед детьми. Сложные проблемы рекомендуется затрагивать так, чтобы спровоцировать вопрос от слушателей-специалистов – в таком случае конкретный вопрос можно будет осветить для них подробнее. В разнородном аудитории рекомендуется выносить на обсуждение только один вопрос.
Учет размера аудитории
Большая аудитория
В большой аудитории выступать легче всего (какэто ни парадоксально на первый взгляд). Почему? По целому ряду причин.
Большая аудитория охотнее верит оратору, чем маленькая. П. Сопер писал: «В массе человек склонен скорее поддержать предложение, чем переживать тягостное сознание, что он «уходит в кусты». Большая аудитория как бы думает: раз мы вместе, мы не ошибемся.
В большой аудитории сильно действует механизм заражения: «Удалось оратору заручиться благосклонным вниманием некоторых из слушателей – начнет оказывать свое распространяющееся влияние психическая заразительность» (П. Сопер).
В большой аудитории всегда царит несколько приподнятое настроение – сам факт сбора большого количества людей создает обстановку приподнятости. Это, в свою очередь, облегчает воздействие на такую аудиторию – она не настроена критически.
Реакция большой аудитории всегда интенсивнее и эмоциональнее. Кроме того, действует закон снижения интеллектуального уровня: чем больше аудитория, тем ниже в итоге оказывается ее средний интеллектуальный уровень. Напомним уже приводившееся нами суждение Д. Карнеги: «Человек в составе толпы будет смеяться и аплодировать по поводу таких вещей, которые его не тронули бы в составе полудюжины слушателей». Таким образом, с большой аудиторией можно разговаривать «проще».
|
|
Какие же требования предъявляются к выступлению перед большой аудиторией, что надо учесть, появляясь перед нею?
Говорить следует с возвышения, вас должно быть хорошо видно.
Необходима краткость. Большая аудитория – самая нетерпеливая, она не терпит длиннот и быстро устает.
Речь должна быть яркой, фразы должны быть броскими.
Ориентироваться следует на низкий уровень слушателей.
Предпочтительнее индуктивная подача материала.
Эмоциональность оратора должна быть выше средней.
Необходимо предлагать четко и просто сформулированные решения.
Излагать и развивать одну точку зрения, аргументировать одну мысль.
Говорить короткими фразами, афористично.
Не нужно много и тщательно аргументировать.
Не следует призывать аудиторию «Давайте подумаем», следует сразу говорить, что надо думать.