Правовой статус космических объектов и космонавтов

Космическими объектами признаются искусственно созданные пилотируемые и непилотируемые аппараты и установки, предназначенные для отправления в космос. В эту категорию попадают космические корабли, искусственные спутники Земли, орбитальные станции, базы на небесных телах, а также их составные части и средства их доставки. Необходимо иметь в виду, что правовой режим космического оборудования, находящегося на Земле (центры управления полетами, радары и др.) в принципе регулируется национальным законодательством соответствующего государства. Правовой режим космических объектов и космонавтов регулируется различными международными договорами, в первую очередь - пятью основными универсальными договорами по космосу.

Договор по космосу 1967 года устанавливает, что государство, в регистр которого занесен запускаемый в космическое пространство объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом во время его нахождения в космическом пространстве и на небесном теле. Права собственности на такие объекты (в том числе доставленные или сооруженные на небесном теле) и на их составные части остаются незатронутыми как при нахождении в космосе, так и по возвращении на Землю. Такие объекты, обнаруженные за пределами государства, в регистр которого они занесены, должны быть ему возвращены. Условием возвращения является предоставление заинтересованным участником соответствующих опознавательных данных. На практике возможны ситуации, когда космический объект включает в себя элементы, принадлежащие различным государствам. В таких случаях за каждым государством сохраняется право собственности (а иногда и юрисдикция) на соответствующую часть космического объекта. Такой подход закреплен, в частности, в Соглашении относительно сотрудничества на Международной космической станции 1998 года, в котором участвуют несколько государств и Европейское космическое агентство.

Положения о сохранении юрисдикции и права собственности в отношении космических объектов содержит также Соглашение о Луне 1979 года. Статья 12 этого Соглашения предусматривает, что в чрезвычайных ситуациях, связанных с угрозой жизни человека, государства-участники могут использовать оборудование, установки или запасы других государств-участников на Луне. Соответствующее уведомление немедленно должно быть направлено Генеральному Секретарю ООН и заинтересованному государству.

В целях содействия международному сотрудничеству в исследовании и использовании космоса государства должны на равных основаниях рассматривать просьбы других государств о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом запускаемых космических объектов. Конкретные условия такой возможности определяются специальными соглашениями между заинтересованными государствами. Согласно статье 12 Договора по космосу, все станции, установки, оборудование и космические корабли на небесных телах открыты для представителей других государств-участников на основе взаимности. При этом представители каждого государства должны заблаговременно сообщать о проектируемом посещении, чтобы позволить провести соответствующие консультации и принять меры максимальной предосторожности для обеспечения безопасности и во избежание помех для нормальных операций на объекте посещения. Соглашение о Луне (статья 15) предусматривает, что все космические аппараты на Луне открыты для доступа всех государств-участников.

Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 года обязывает каждое запускающее государство регистрировать все космические объекты, запускаемые на орбиту Земли или дальше в космическое пространство. При этом под запускающим государством понимается как государство, организовавшее запуск объекта, так и государство, с территории или установок которого осуществляется такой запуск. Регистрация космических объектов производится путем записи в соответствующий регистр, который ведется каждым запускающим государством. Если в отношении космического объекта имеются два или более запускающих государства, они совместно определяют, какое из них будет регистрировать объект. Содержание каждого регистра и условия его ведения определяются правилами государства регистрации, которое должно информировать об учреждении регистра Генерального Секретаря ООН. Последний ведет соответствующий Реестр, в который заносится вся необходимая информация о космических объектах и который открыт для доступа.

Каждое государство регистрации представляет Генеральному Секретарю ООН следующую информацию о каждом космическом объекте:

-название запускающего государства или государств;

-обозначение космического объекта или его регистрационный номер;

-дату и место запуска;

-основные параметры орбиты (период обращения, наклонение, апогей, перигей);

-общее назначение космического объекта.

Вся эта информация должна также содержаться в национальных регистрах запускающих государств.

В соответствии со статьей 6 Конвенции, государства-участники обязаны сотрудничать в случаях, когда затруднена или невозможна идентификация космического объекта, который причинил ущерб или может иметь опасный характер. Сотрудничество в подобных ситуациях заключается в предоставлении соответствующей информации о времени, характере и обстоятельствах, связанных с событием, и в оказании помощи в идентификации объекта.

Правовой режим отдельных космических объектов и порядок их использования регулируются Принципами использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания, принятыми Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 году. Согласно этому документу, деятельность в области телевещания с помощью спутников должна быть совместимой как с принципом невмешательства, так и с правом каждого искать, получать и распространять информацию. Каждое государство имеет право осуществлять соответствующую деятельность и санкционировать ее осуществление своими физическими и юридическими лицами. Доступ к технологии в области международного непосредственного телевещания должен быть открыт для всех государств без дискриминации. Особое внимание при этом должно уделяться нуждам развивающихся стран в целях ускорения их национального развития. Осуществляя спутниковое телевещание, государства обязаны сотрудничать на двусторонней и многосторонней основе в деле защиты авторских и смежных прав. На практике между государствами возникает немало споров, связанных с организацией спутникового телевизионного вещания. В частности, острой остается проблема несанкционированного вещания на иностранную территорию с целью оказания влияния на сознание населения соответствующего государства.

23 июня 1992 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве. Данный документ регулирует режим эксплуатации космических объектов с точки зрения ядерной безопасности. В соответствии с ним, государства должны свести к минимуму количество радиоактивного материала в космосе. Для этого они используют ядерные источники энергии (ЯИЭ) только в тех космических полетах, которые не могут разумно осуществляться при помощи других источников. Государства обязаны прилагать все усилия для защиты населения и биосферы от радиологических опасностей. В частности, конструкция и использование соответствующих космических объектов должны обеспечивать, чтобы при предвидимых аварийных обстоятельствах опасность была минимальной (индивидуальная доза облучения - в пределах 1 mSv в год).

Согласно Принципам, ядерные реакторы могут использоваться государствами только в ходе межпланетных полетов, на достаточно высоких орбитах, а также на низких околоземных орбитах, если после выполнения рабочей части полета они хранятся на достаточно высоких орбитах. В качестве топлива в ядерных реакторах должен использоваться исключительно высокообогащенный уран-235. Запрещено выводить ядерные реакторы на критический уровень до достижения ими эксплуатационной орбиты или до вывода на межпланетную траекторию.

Обязанностями запускающего государства, помимо прочего, являются: всеобъемлющая оценка безопасности объекта с ЯИЭ, уведомление заинтересованных государств о любой неисправности на объекте и о возникновении опасности возвращения радиоактивных материалов на Землю, предоставление пострадавшему государству помощи по ликвидации фактических и возможных вредных последствий и т.д.

Отдельные вопросы правового режима конкретных космических объектов могут регулироваться локальными (специальными) международными договорами. Например, 14 февраля 1994 года в Вашингтоне между Казахстаном, Россией и США было заключено межправительственное Соглашение о технологических гарантиях в связи с запуском искусственного спутника Земли "ИНМАРСАТ-3". Основная цель Соглашения - предотвращение несанкционированной передачи американских и российских технологий в связи запуском ракетой-носителем "Протон" с космодрома "Байконур" изготовленного в США спутника "ИНМАРСАТ-3". По смыслу Соглашения, США была предоставлена возможность сохранять контроль за данным космическим аппаратом независимо от места его нахождения в течение всего времени до его запуска в космическое пространство.

В международно-правовой доктрине принято считать, что космонавтом (во многих странах используется термин "астронавт") является и обладает соответствующим статусом только то лицо, которое входит в состав экипажа космического объекта и осуществляет в космосе профессиональную деятельность. В связи с развитием индустрии космического туризма может возникнуть необходимость в точном законодательном закреплении данного понятия. В соответствии с Договором по космосу 1967 года, космонавты рассматриваются всеми государствами-участниками как посланцы человечества в космос. Данный статус предполагает оказание космонавтам всемерной помощи в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства или в открытом море. Космонавты, которые совершили такую вынужденную посадку, должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль. Кроме того, государства обязаны незамедлительно информировать друг друга об установленных ими фактах, которые могли бы представлять опасность для жизни и здоровья космонавтов.

При осуществлении деятельности в космическом пространстве, включая небесные тела, космонавты должны оказывать друг другу возможную помощь.

По общему правилу, над экипажем космического объекта во время нахождения в космосе сохраняется юрисдикция и контроль государства, в регистр которого занесен данный объект.

В соответствии с Соглашением о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 года, государства взяли на себя дополнительные обязательства, касающиеся правового статуса космонавтов. В частности, если государство обнаруживает, что экипаж космического корабля потерпел бедствие или совершил вынужденную посадку на его территории или в любом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, оно обязано немедленно информировать власти, осуществившие запуск. Если же идентификация экипажа невозможна или затруднительна, государство обязано сообщить об этом для всеобщего сведения с помощью всех имеющихся в его распоряжении средств связи, а также отдельно информировать Генерального Секретаря ООН.

Согласно статье 2 Соглашения, каждое государство обязано принимать все возможные меры для спасания и оказания помощи экипажу иностранного космического корабля, оказавшегося на его территории. Если для быстрого спасания требуется помощь осуществивших запуск властей, оба государства должны сотрудничать в осуществлении операций по поискам и спасанию экипажа. Общее руководство такими совместными действиями является прерогативой государства, на территории которого они проводятся. Вместе с тем, такое государство в любом случае обязано действовать в тесной и постоянной консультации с государством, осуществившим запуск.

Статья 3 Соглашения регулирует ситуации, когда экипаж космического корабля опустился в открытом море или в другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства. В подобных случаях обязанность по оказанию необходимой помощи возлагается на любое договаривающееся государство, которое в состоянии это сделать.

Государство, на территории которого оказался возвратившийся космический корабль или его составные части, обязано информировать об этом власти запустившего государства и Генерального секретаря ООН, принять практически возможные меры для спасания космического объекта, а также возвратить его государству, осуществившему запуск. Расходы, понесенные в связи с обнаружением и возвращением космического объекта или его составных частей, покрываются властями, осуществившими запуск.

Следует также упомянуть о статье 10 Соглашения о Луне 1979 года, которая обязывает государства предоставлять находящимся на Луне и терпящим бедствие лицам право укрытия на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках.

В последнее время расширилась практика формирования интернациональных экипажей и отправления в космос космических туристов (к 2006 году на орбите в этом качестве побывало уже 3 человека). Это требует создания новых международно-правовых норм, регулирующих статус соответствующих лиц. Например, Соглашение относительно сотрудничества по Международной космической станции 1998 года предусматривает, что каждый член экипажа, находящийся на МКС, подчиняется юрисдикции государства своего гражданства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: