У государя есть глаза и уши его советников, а у полководца есть советы и донесения его помощников. Поэтому способы использования людей полководцем подобны тем, которые применяются при государевом дворе.
В войске есть умные офицеры, которых называют также стратегами и разработчиками планов.
Есть также ответственный за составление планов, который предоставляет полководцу план действий, устанавливает порядок военных действий и отдает приказания о начале операции.
Есть отважные офицеры, которых еще называют горячими командирами, сильными командирами, грозными командирами или бесстрашными командирами. Их задача – вступить с противником в решающий бой, остановить его наступление и повести воинов за собой.
Есть личная гвардия, такие как вестовые, помощники или командиры в шатре, которые охраняют полководца в его жилище и выполняют его приказания.
Есть знающие офицеры, которые знают военный распорядок и всевозможные маневры войск, умеют предсказывать погоду по солнцу или форме облаков, знакомы с рельефом местности, понимают состояние противника и умеют раскрывать все секреты, отчего они знают, когда войску надо идти вперед, а когда останавливаться.
|
|
Есть грамотные командиры, которые сведущи в событиях прошлого, умеют обосновать необходимость того или иного маневра, знают правила поведения, умеют подавать доклады и составлять приказания, имеют обширные познания в военных канонах и обладают красивым почерком.
Есть искусные командиры, которые сведущи в счете времени, умеют определять действие невидимых сил, предсказывать исход будущих сражений, а также приготавливать разные яды и вообще в решительный момент способствовать победе своего войска и поражению неприятеля.
Есть знатоки счета, которые следят за состоянием государства, подсчитывают убытки и доходы от военных действий, определяют ущерб от действий противника, ведут учет запасов провианта и военного снаряжения, распоряжаются военным имуществом, ведут записи наград и выданного воинам жалованья.
Есть командиры для особых операций, которые имеют под своим началом воинов, специально обученных воевать, и воинов-смертников, мастеров грабежа и разбоя, искусных спорщиков и лазутчиков, умеющих проникать во вражеский стан.
Есть мастеровые люди, которые разбираются в военном снаряжении, знают, как рыть рвы и насыпать валы, чинить укрепления, приводить в порядок сломанное и восстанавливать старое оружие, умеют переделывать один вид оружия в другой, править луки, выправлять балансировку стрел и пик, делать из старого оружия новое и производить для войска то вооружение, в котором оно больше всего нуждается.
|
|
Если среди этих представителей девяти видов военной службы есть люди, совмещающие два их вида, например, способные поставить ум на службу отваге или заставить отвагу служить уму, тогда и ум и отвага достигнут полноты совершенства.
А если есть всесторонние таланты, совмещающие в себе ум, отвагу, ученость, умение и обладание особенными навыками, то такие люди – подлинное сокровище государства.
Помимо этого есть служилые люди и других специализаций, как-то: певцы, танцоры, шуты, мастера кричать и ругать противника, балагуры, циркачи, живописцы, повара, мастера создавать обманчивую видимость, вводящую противника в заблуждение, гонцы и курьеры и прочие – всех и не перечислишь. Но их обязанности состоят лишь в том, чтобы способствовать выполнению войском своих основных задач, и показывать себя они могут только в моменты большого смятения. Использовать их нужно очень осмотрительно и лишь в соответствии с их личными способностями. Если действовать таким образом, то в войске не будет людей без дела, и все в нем будет делаться исправно.
А в отношении командиров, умеющих составлять планы военных действий, не нужно обращать внимания на их происхождение, необходимо судить о них только по их способностям. Отличившихся среди них нужно обязательно повышать по службе. Когда предлагаемые планы не отвергаются и за подачу доклада не наказывают, тогда под твоим началом соберутся все герои Поднебесного мира, и каждый из них сполна претворит свои способности. Это будет превосходное войско!
Комментарий. Тема данной главы с предельной ясностью выражена в старинном афоризме: «Тот, кто правильно использует воинов, возвысится. А тот, кто это делает неправильно, погибнет».