Механизм государственной власти Римской республики

Слово «республика» в переводе с латинского определяется как форма государственного правления, при которой высшие органы власти избираются на определенный срок населением, обладающим правом голосования. Римская республика имела три основные ветви власти: народное собрание, Сенат и магистратов. Народные собрания (комиции) были трех видов: центуриатные, трибутные (местные) и куриатные. Центуриатные комиции проходили на Марсовом поле. Трибутные комиции первоначально не играли заметной роли в полит. жизни Рима. Но, после реформы Сервия Тулия их количество возросло до 35. Осн. задачей террит. комиций было избрание народных трибунов. Куриатные комиции — собрания патрициев по куриям, восходящие к родовому строю. Основным органом власти был Сенат. Сенаторов назначала избранная народным собранием коллегия цензоров. Изначально в Сенате было 300 Сенаторов. Позднее его численность достигла – 600. Основными критериями для Сенатора были: благородство происхождения и глубина корней рода. Сенат созывали консулы. Целью была совещательная процедура по тем или иным вопросам. Сенат объявлял набор войска, принимал иностр. послов, вводил или запрещал почитание новых богов. Кроме того, в компетенцию Сената входило управление провинциями, наблюдение за гос. имуществом, формирование бюджета, строительство дорог, монетное дело и т.д. Магистратура – совокупность должн. лиц республики. Магистратуры были чрезвычайные и ординарные. Высшими магистратурами были консулы и преторы. Они были наделены правом командовать армией, собирать народное собрание и Сенат, председательствовать в этих органах, издавать приказы и отправлять суд. Высшими магистратами были консулы. Их было двое. Позже были учреждены должности преторов, им отошли полномочия ведения судеб. дел в рамках гражд. юрисдикции. Претор также имел право собирать народное собрание и Сенат. В Риме сформировался крепкий механизм управления и подавления. Структура общества к моменту образования республики оказала сильное влияние на сферу госуправления. Противоборство плебеев и патрициев, резкий рост численности населения (в том числе рабов) – эти факторы явились катализатором в деле формирования и укрепления мощного государства и аппарата подавления – с одной стороны. И основанного на демократических идеях – с другой стороны. Важнейшей особенностью формирования государства в Риме можно считать наличие системы разделения властей на зак., исп. и суд.

31. Принципат и доминат. Реформы Августа, Диоклетиана и Константина. Раздел империи на Западную и Восточную.

Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и окончательно установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н.э. Принципат сохраняет видимость республ. формы правления и почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна. Права сената были лишь почетными, а его полномочия - ограниченными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В эпоху принципата завершился процесс превращения гос-ва из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев. Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия: 1) сословие нобилей, сформир. в III - II вв. до н. э. из патрицианско-плебейской поместной знати. Нобили занимали доминирующее положение как в обществе, так и в государстве. Экон. основой нобилитета были огромные земельные владения, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами. При Августе (63 г. до н. э. -14 г. н. э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдвинувшихся на гос. службе; 2) сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и офицеры. В результате постоянного грабежа крестьян со стороны латифундий, а тж из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают превращаться в колонов - арендаторов-издольщиков. Колоны становятся людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться. На самой низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Экономическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в силу их незаинтересованности в конечном результате. Армия в период Римской империи становится постоянной и наемной. Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жалованье, при выходе в отставку - значительный земельный участок. Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всаднического сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни - центуриона. Со 193 по 284 гг. н. э. в Римской империи был кризисный период, так называемый "кризис третьего века". Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, захвата провинций наместниками, вторжений соседних племен. Наступил упадок сельского хозяйства, ремесла и торговли. Обострились отношения императоров с сенатом. Широкая раздача римского гражданства завершилась в 212 г. н. э., когда император Каракалла предоставил права римского гражданина всему свободному населению Римской империи. При Диоклетиане (284 - 305 гг.), во время домината, Рим окончательно превратился в монархическое государство. Власть императора была признана абсолютной и божественной, сам император - государем и господином. Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей -сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора. Особое положение среди этих ведомств занимали: 1) государственный совет при императоре; 2) финансовое ведомство; 3) военное ведомство. Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначают пенсии и пр. После реформ, проведенных Диоклетианом и Константином I, империя была разделена на четыре части (префектуры), состоявшие из 12 диоцезов. Гражданская власть наместников была отделена от военной. Основой налогообложения стали натуральные поземельные налоги и повинности.

32. Франкское государство Меровингов.

Племенной союз франков сложился в III в. в низовьях Рейна. В IV в. франки расселились в Сев.-Вост. Галлии как союзники Римской империи. Они жили обособленно от галло-римского населения и не подвергались в это время романизации. Возникновение гос. у франков связано с им. одного из военных вождей – Хлодвига из рода Меровингов. На рубеже V-VI вв. франками была завоевана осн. часть Галлии. Франкское гос. занимало почти всю Галлию и значит. часть Германии, являясь самым крупным варварским королевством на Западе. В его состав входили разные этнические территории. Образование нового гос. сопровождалось развитием феодализма, становлением новых отношений собственности и формированием новых классов. Гос. устройство в правление Меровингов (VI- VII вв.) было примитивным. Суд на местах оставался народным, войско состояло из ополчения всех своб. франков и королевск. дружины. Четкого разделения функций управления не было. Адм-ция, фиск. полицейская служба, высшая суд. власть осуществлялись одними и теми же органами и лицами. Королевская власть была уже довольно сильна. Престол наследовался. Население приносило королю присягу. Всеми делами управления ведал королевский двор. Законодательство осуществлялось королем с согласия магнатов. Два раза в году — весной и осенью — происходили собрания знати, на которых оглашались изданные законодательные акты и обсуждались новые законы. Общие собрания всех воинов превратились в военные смотры. Осн. законами и судебниками служили варварские правды, записанные в разное время по повелению королей, Управление областями и округами осуществлялось графами и сотниками, глав. обязанностью которых было собирать в королевскую казну налоги, штрафы и пошлины. В местах франкских поселений графства и сотни были созданы на основе германской судебной и военной организации, в Средней и Южной Галлии — на базе римского провинциального устройства.Созданная в результате завоевания система политической власти служила прежде всего интересам феодализирующейся франкской знати. Она обеспечивала господство над завоеванным населением и давала возможность держать в повиновении собственный народ. Активизировался процесс имущ.расслоения и обезземеливания крестьян, кот. сопровождалось наступлением феодалов на их лич. свободу. Существовало две формы закабаления: с помощью прекария и коммендации. Прекарием наз. договор, по кот. феодал предоставлял крестьянину участок земли на условиях выполнения определенных повинностей, формально этот договор не устанавливал личной зависимости, но создавал благоприятные условия, Коммендация - передача себя под покровительство феодала, установление личн. зависимости "слабого" от своего патрона и выполнение в его пользу ряда повинностей. Все это постепенно привело к закабалению франкского крестьянства. Раздача франкскими королями земли привела к росту могущества знатных фамилий и ослаблению позиций королевской власти. Со вр. позиции знатных укрепились настолько, что они по существу управляли гос-ом, занимая пост майордома. На рубеже VII-VIII вв. эта должность делается наследств. достоянием знатного и богатого рода Каролингов, положившего нач. новой династии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: