История каждого народа начинается только тогда, когда глу-таящиеся в глубинах душ народных, стремления находят го-нибудь гениального выразителя, крупную личность, героя го среды. Только тогда «племя, «род» становятся народом, ко тогда, с памятью об этом герое, пробуждается в умах на-1 сознание о своем единстве и в пространстве, и во времени; память делает историю1. Таким героем монгольского народа Чингис-хан; до его появления монгольского народа, как еди-целого, каковым узнала его всемирная история — не было. и рода и племена, растительно свежа, буйственна и богата была их жизнь. Страсти были первобытны, не стеснены, ярки как
цветы, покрывающие весною монгольскую степь. Личность не
играла роли, жили все родовой жизнью. С момента появления
Чингис-хана отдельные роды и племена монгольские, объединив
шись, стали народом историческим, а его герои пробудили у на
родов Азии и Европы, — у одних сочувственный, восхищенный
отклик, у других — ужас и страх, — подобно тому, как клекот ор-
пиный заставляет волноваться мирный птичий двор2. <
|
|
Прочно утвердившись на престоле, Чингис-хан, со свойственными ему энергией и организаторским талантом, продолжал деятельно работать по устройству своей обширной кочевой державы.
В основу ее он положил родовой быт тогдашнего монгольского общества: та же соподчиненность лиц и классов как в одном племени, возглавляемом степным аристократом, с той разницей, что в империи эта иерархия получала более грандиозное развитие.
Во главе каждого рода — его вождь, несколько родов составляло племя, возглавляемое лицом более высокого ранга, которое, в свою очередь, подчинялось еще высшей степени, и так далее до хана. Родовой быт воздвигает идею личности, идею возглавления рода, подчиненности единоличному авторитету, — словом, начала близкие к принципам военной организации, — причем все это освящено глубокой религиозностью народной массы, — религиозностью, отличающеюся и по сие время той характерной особенностью, что веру исповедывают не только формально, но и претворяют ее в свою повседневную жизнь, так что религия вошла в быт и быт в религию. Это была одна из главных основ Чингисова государственного строительства.
Несмотря на свои строго аристократические воззрения, Чингис-хан, при назначении на высшие должности по войску и по лдминистрации, никогда не руководствовался только происхождением, а принимал в серьезное внимание техническую годность данного лица и степень его соответствия известным нравственным требованиям, признававшимся им обязательным для всех своих подданных, начиная от вельможи и кончая простым воином. Огромную помощь в таком выборе сотрудников оказывало свойственное ему, как и большинству гениальных людей, глубокое знание человеческой души и умение распознавать людские характеры. (обродетели, которые он ценил и поощрял, были: верность,
(анность и стойкость; пороки, которые особенно преследо-
у своих подчиненных, — измена, предательство и трусость,
тим признакам Чингис-хан и делил людей на две категории,
одного типа людей их материальное благополучие и безо-
ость выше их личного достоинства и чести; поэтому они спо-
ы на трусость и измену. Такой человек подчиняется своему
1льнику из-за его силы и мощи, посредством которых он мо-
пишить его благополучия и жизни: поэтому он трепещет пе-
его силой. Он подчинен своему господину в порядке страха,
он в сущности раб своего страха. Изменяя своему господи-
пи предавая, его, человек такого типа думает избавиться от
чника страха. ■.;
|
|
По времени восшествия Чингис-хана на императорский пре-относится окончательное установление им основ организа-своей армии. Организация эта явилась результатом обшир-боевого опыта предыдущих десятилетий, «шедших, как мы 1ли, в почти непрерывных войнах, во время которых успели пном блеске развернуться полководческий гений и организа-кие способности великого, монгольского завоевателя. Хотя ное искусство монголов продолжало развиваться и в после-цее время царвования Чингис-хана, а также при его преем-х, особенно в отношении применения к военному делу тех-, заимствованной у культурных врагов, и их развитие могло, чно, повлиять на подробности военной организации, все же 1вных своих чертах устройство монгольских Вооруженных Сил фаботанные Чингис-ханом и его сподвижниками приемы ых действий сохранили свои характерные черты. 1ингис-хан озаботился устройством своей гвардии. Он хотел ь не только надежную личную охрану, охрану своих кочевых эк и отборный корпус, но и учреждение, которое под его лич-руководством и постоянным наблюдением, являлось бы шко-из которого бы могли выходить его верные сподвижники, о ему известные, которых бы он мог назначать на разные (ности и которым мог бы давать различные поручения сооб-о индивидуальным особенностям каждого. «Все гвардейцы (кэшиктэн) должны быть аристократическо-юисхождения. Ныне, когда Небо повелело мне править все-ародами, для моей охранной стражи, Кэшик, стрелков и дру-, — повелел Чингис-хан, — пусть наберут десять тысяч человек из тех тысяч и сотен. Этих людей, которые будут находиться при моей особе, должно набрать из детей чиновных и свободного состояния лиц, и избрать ловких, статных и крепких» кто из тысячников, сотников, и десятников, и людей свободных воспротивится, тот, как виновный, подвергается наказанию».
Эта аристократическая гвардия пользуется различными привилегиями и особым почетом. «Телохранитель моей охранной стражи (Кэшик)», — повелевает Чингис, — «выше внешних (т.е. линейных, армейских тысячников; домашние их выше внешних сотников и десятников. Если внешний тысячник, считая себя равным Кэшикту охранной стражи, заспорит и будет драться с ним, то подвергается наказанию». Все гвардейцы находятся под личным наблюдением монгольского императора, он сам разбирает все их дела. «Начальствующие над охранной стражей, не получив от меня словесного разрешения, не должны самовольно наказывать своих подчиненных. В случае преступления кого-либо из них непременно должно докладывать мне, и тогда, кому следует отрубить голову, тому отрубят; кого следует бить, того будут бить»1.
В составе гвардии имелась еще особо отборная часть — «тысяча храбрых (багатуров). В битвах этот отряд употреблялся в решительные моменты, а в спокойное время составлял личную охранную стражу хана2.
|
|
Привлекая степную аристократию к службе в гвардии и на командных постах в армии, Чингис-хан дал ей прочную организацию, заменившую прежнее хаотическое положение, когда ее представители были недисциплинированными предводителями нестройных и часто случайного состава ополчений. Отныне служба в войсках и обязанности начальников регулировались на основании твердого военного законодательства. В войсках установлена строжайшая дисциплина.
Вся монгольская армия, по старому, идущему из дали веков, обычаю, была организована по десятичной системе, т.е. поделена на тысячи, сотни и десятки; во главе крупных подразделений имелились опытные и лично известные верховному вождю началь.
Устройство армии было органически связано с существующей гктурой населения государства, в чем и заключался центр тяти Чингисовой военной системы. В основание ее были поло-ы начала территориальности и родового быта. Каждому племени определено было пространство земли, на >ром оно должно было кочевать. В каждом таком племени ки-<и были соединены в десятки, сотни, а в многочисленных пле-ах и в тысячи под управлением особых военно-территориаль-
начальников. В случае набора войск делался наряд по одно-по два и т.д. с десятка. Последний обязан был снабдить на-нных воинов положенным продовольствием и потребностями «ходу2.
Роды и племена, смотря по их численности, выставляли стро-ie конные десятки, сотни и тысячи. Мелкие роды и племена, эрые не могли укомплектовать целой строевой единицы, со-нялись по несколько в одну родовую или одну племенную груп-в противоположном случае они разбивались на меньшие груп-
Следующие по порядку войсковые единицы — десятки ты-3, — тьмы или «тюмени» (туманы) — лишь в редких случаях ли быть составлены из людей одного племени; обыкновенно
составлялись из разных племенных групп, выставлявших каж-i по несколько тысяч, с тем, чтобы в общей сложности была ia. Иногда способ смешения племен в строевых единицах при-1ялся намеренно; с целью парализования племенного сепа-изма. Так как Чингис-хан вел почти постоянно войну и войну ешную, доставлявшую войскам славу и значительную добыто, естественно, что между племенами, служившими в одних нях или тысячах, подвергавшихся общей опасности, разделяв-х общие труды и славу, рождалось братство по оружию, кото-j мало-помалу ослабляло племенные антагонизмы. Благода-этой политике многие бывшие при Чингис-хане крупные плена растворились в общей массе, потеряв даже свои названия».
|
|
Вся боевая сила монгольской армии заключалась полностью е коннице, исполнявшей обязанности всех родов войск. При ой разнице в условиях мы видим в монгольском порядке компактные массы в глубоких строях, долженствовавших увеличить до возможных пределов силу удара (шока), с целью, например, прорыва центра противника, сбить одно из его крыльев и т.п.
Задача лежала, главным образом, на легкой пехоте, которая, кроме того, «обязана была прикрывать фалангу с фронта от метательного оружия и боевых колесниц неприятеля. Таким образом, легкая пехота во время боевого наступления фаланги исполняла задачи преимущественно пассивного карающего.
В противоположность этому, массы тяжелой конницы монголов обладали маневренной способностью в высокой степени, а их легкая конница исполняла в бою весьма активную и вовсе не второстепенную роль. Первые не только проводили сокрушительный удар в тот или другой участок неприятельского фронта, но и могли отталкивать его фланг, а также быть брошенными ему в тыл. Благодаря способности к маневру, точку для главного удара не было надобности намечать заблаговременно: она могла оголиться и во время хода боя в зависимости от слагающей обстановки.
С необычайной подвижностью маневрируя перед фронтом противника, заскакивали ему во фланги, а при удобном случае и в тыл, эти ловкие, вооруженные метательным оружием всадники, сидящие на своих выдрессированных как собаки, конях, — то размыкаясь, то собираясь в более или менее густые кучки, посылали в ряды неприятеля тучи метких стрел и дротиков, грозили ему то в одном, то в другом месте атакой и, сами обыкновенно не принимая его сомкнутой атаки, обращались в притворное бегство, заманивая его и наводя на засады. Такими действиями они расстраивали, «изматывали» противника физически и морально настолько, что он иногда сдавал тыл еще до вступления в дело монгольской тяжелой кавалерия.
Если же враг оказывался стойким, то действия легкой конни-<
цы, во всяком случае, позволяли определить его расположение,
слабые места или наиболее выгодные для нанесения главного
удара участки, куда быстро и скрытно, с искусным применением
к местности, подводились в глубоких сомкнутых строях тяжелые
конные массы в несколько линий. Благодаря своей высокой мач
невренной способности, эти массы имели перевес даже над доб-*
лестной рыцарской конницей Европы, славившейся своей могу
чей ударной силой и искусством в одиночном бою, но крайне не-»
поворотливой.
Вооружение. Основу вооружения составляли луки со стре-и. Стрелы отличались необычайной остротой. Монголы были терами в их изготовлении и отточке. Приучаясь к стрельбе из 1 с трехлетнего возраста, монгол был также превосходным *лком. Даже многие монгольские женщины учились стрельбе ука, не говоря о том, что каждая умела ездить верхом, так же и мужчины. Часть лучников была вооружена дротиками. Вето, всем всадникам легкой конницы были присвоены и саб-как оружие рукопашного боя, может быть более легкого об-^а, чем сабли мечников.
3 тяжелой кавалерии люди имели кольчуги или кожаные латы; >вной убор их состоял из легкого кожаного шлема с прочным зтыльником для предохранения шеи от сабельных ударов, "лавным оружием для нападения мечников были кривые саб-которыми они владели в совершенстве, и пики; кроме того, у qoro имелась боевая секира или железная палица, которые зешивались к поясу или к седлу. В рукопашном бою, а также стычках в составе небольших партий, монголы старались зсывать или стаскивать врагов с коней; для этой цели служи-1рикрепленные к пикам и дротикам крючья, а также арканы онского волоса, которые накидывались на неприятеля с не->рого расстояния, подобно тому, как кочевники и до сих пор ят полудиких лошадей из своих табунов. Захваченный пет-аркана неприятельский всадник стаскивался с коня и выво-^вался по земле. Этот же прием применялся и против пешего гивника.
Эценку монгольской армии дал исследователь Марко Поло: оружение монголов превосходно: луки и стрелы, щиты и мечи; самые лучшие лучники из всех народов». Наездники, вырос-! на коне с малых лет. На диво дисциплинированные и стой-в бою воины, причем в отличие от дисциплины, созданной jxom, которая в некоторые эпохи господствовала в европейс-постоянных армиях, — у них она основана на религиозном /!мании соподчиненное власти и на родовом быте. Выносли-гь монгола и его коня изумительны. В походе их войска могли гаться целые месяцы без возимых запасов продовольствия и ажа коня — подножный корм; овса и конюшни он не знает». Стратегия и тактика Чингис-хана. Для обсуждения вопроса эедстоящей войне и ее плане собирался Курултай. Там же гановляли все, что необходимо было для составления армии, сколько с каждого десятка кибиток брать воинов и проч., а также определяли место и время сбора войск.
Верховное командование осуществлялось самим императо
ром. Вторжение в страну противника производилось нескольки
ми армиями в разных направлениях, получающих такое отдель
ное командование полководец Чингис-хан требует представле
ния плана действий, который он обсуждает и обыкновенно утвер
ждает, лишь в редких случаях внеся в него свои поправки. После
этого исполнителю предоставляется, в пределах данной ему за
дачи, полная свобода действий, при условии поддержания тес
ной связи со ставкой верховного вождя. Лично император при
сутствует липа при первых операциях. Как только он убеждает
ся, что дело хорошо налажено, он предоставляет молодым вож
дям всю славу блестящих триумфов на полях битв и в стенах
покоренных крепостей и столиц.,,,.,„,
Особое внимание уделялось разведке. Высылались в неприятельскую страну шпионы и добывались «языки».
Когда предвиделась встреча в поле с неприятельской армией, монголы обыкновенно придерживались одного из следующих двух способов: либо они старались напасть на неприятеля врасплох, быстро сосредоточивая к полю сражения силы нескольких армий, либо, если противник оказывался бдительным и нельзя Ныло рассчитывать на внезапность, они направляли свои силы 1ак, чтобы достигнуть обхода одного из неприятельских флангов.
При подходе к значительным укрепленным городам частные армии оставляли для наблюдения за ними обсервационный корпус. В окрестностях собирались запасы и в случае надобности, устраивалась временная база. Обыкновенно главные силы продолжали наступление, а обсервационный корпус, снабженный машинами, приступал к обложению и к осаде.
Кроме двух указанных способов, монгольские вожди, применяли и разные другие оперативные приемы. Например, производилось притворное бегство и армия с большим искусством заме-i;ma свои следы, исчезнув из глаз противника, пока тот не раздробит своих сил и не ослабит мер охранения. Тогда монголы садились на свежих заводных лошадей, совершали быстрый налет, являясь как будто из-под земли перед ошеломленным ирагом.
Этим способом были разбиты в 1223 году на реке Калке русские князья. Случалось, что при таком демонстративном бегстве польские войска рассеивались так, чтобы охватить противни-; разных сторон. Если оказывалось, что неприятель держится редоточенно и приготовился к отпору, они выпускали его из ужения с тем, чтобы потом напасть на них. В числе важнейших преимуществ монгольской армии обес-ивавших ей победу над другими, должна быть отмечена ее мительная маневренная способность.