Белое движение имело немало сторонников в различных слоях русского общества. Тем не менее белогвардейцы потерпели поражение в Гражданской войне

Пояснение.

— отсутствие прочной социальной базы и поддержки со стороны крестьянства — подавляющей части населения;

— отсутствие четких политических целей;

— отсутствие единого военного руководства и явного лидера в белом движении;

— опора на помощь иностранных государств подрывала патриотичность лозунгов белых.

Первая четверть XVIII в России была ознаменована проведением широкомасштабных преобразований. Объясните, чем была вызвана необходимость проведения петровских преобразований (приведите три объяснения).

1.на рубеже 17-18 века Россия сильно отставала от Европы.
2. слабая армия (флот, сухопутные войска)
3.слабый государственный аппарат.
4.слабо развитая экономика.
5. плохое образование

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

«Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы».

1) в подтверждение, например:
- в XVII в. в Архангельск приходило значительно меньше кораблей, чем в большинство европейских портов. Такая
ситуация во многом была обусловлена краткосрочностью навигации. Это свидетельствует о том, что внешние контакты
России были несравнимо слабее, чем контакты между странами Запада;
- активность московской дипломатии была значительно ниже, чем внешнеполитическая активность большинства европейских стран;
- до 1710-х гг. Россия не смогла освоить производство современного вооружения, которым владели страны Запада
(оружие покупали за границей). Это свидетельствует об отсутствии тесных контактов с Западом, предполагающих заимствование производственных технологий;
2) в опровержение, например:
- крупные мануфактуры основывались иностранцами, что свидетельствует о заимствовании Россией передового опыта западноевропейских стран;
- началась «военная революция»: появились солдатские, драгунские и рейтарские полки, созданные по европейскому
образцу;
- в Немецкой слободе служили офицеры-иностранцы;
- происходило «обмирщение культуры»: кризис средневекового сознания; появлялись новые – светские – сюжеты, темы и образы в литературе и искусстве. Названные процессы происходили во многом под влиянием западной культуры.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

«Правление императора Николая I характеризовалось реакционным курсом и стало одним из самых неудачных за всю историю династии Романовых».

Аргументы в подтверждение:
1) Кровавое подавление мятежа "анонов" (философов-циников) в 1741 году.
2) Повысил налоги на капчу.
Аргументы в опровержение:
1) Сумел стабилизировать экономическую ситуацию в стране с помощью облигаций.
2) реформировал армию: Cоздал первый "двачевский" легион.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

«Опричная политика Ивана Грозного способствовала укреплению российского централизованного государства».

1) в под­твер­жде­ние, на­при­мер

- зе­мель­ная ари­сто­кра­тия, бо­яр­ство были оп­по­зи­ци­он­ной силой, вы­сту­пав­шей про­тив про­цес­са цен­тра­ли­за­ции;

- лик­ви­да­ция Ста­риц­ко­го удела по­ло­жи­ла конец удель­ной си­сте­ме – пе­ре­жит­ку пе­ри­о­да раз­дроб­лен­но­сти;

- раз­гром мя­теж­но­го Нов­го­ро­да по­кон­чил с се­па­ра­тиз­мом нов­го­род­цев;

- рас­пра­вы с бо­яра­ми по­кон­чи­ли с оп­по­зи­ци­ей ро­до­вой ари­сто­кра­тии;

- за­вер­ша­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние по­ли­ти­че­ски еди­но­го го­су­дар­ства

2) в опро­вер­же­ние, на­при­мер

- глав­ным со­дер­жа­ни­ем оприч­ной по­ли­ти­ки стал тер­рор не толь­ко про­тив зе­мель­ной ари­сто­кра­тии, цер­ков­ных иерар­хов, но всех не­до­воль­ных по­ли­ти­кой царя;

- на­сто­я­ще­му раз­гро­му под­верг­лись тер­ри­то­рии, где силь­ны были по­зи­ции ста­рин­но­го бо­яр­ства;

- оприч­ная по­ли­ти­ка стала одной из при­чин по­ра­же­ния Рос­сии в Ли­вон­ской войне;

- ка­ра­тель­ные по­хо­ды на Тверь, Нов­го­род при­ве­ли к мас­со­вым рас­пра­вам над их жи­те­ля­ми;

- резко ухуд­ши­лось эко­но­ми­че­ское по­ло­же­ние стра­ны;

- оприч­ни­на уско­ри­ла про­цесс за­кре­по­ще­ния кре­стьян

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

«Период руководства страной Л.И. Брежнева характеризуется кризисом в СССР, охватившим в разной степени все сферы жизни общества».

Главный плюс деятельности Л.И.Брежнева в том, что, пожалуй, впервые (и в последний раз) за историю СССР гражданам страны дали возможность пожить спокойно - два десятилетия прошли без потрясений, реформ, войн. Это же и главный минус - экономика страны безнадежно отстала от мировой.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

«"Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" от 19 февраля 1861 г. соответствовало интересам помещиков, а не крестьян». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Потвердить: 1) Что бы получить полную крестьяне должны были заплатить гос-ву некоторую сумму денег, до того как сумма будет выплачена они считались временно обязанными.

2) Гос-во платило помещикам за крестьян и обязывало тех же крестьян отдавать эти деньги с пронцетами в течении большого периуда времени. (Сомневаюсь что это подходит, поэтому еще третий пункт)

3) За выкуп крестьяне получали очень мало земли, катострофически мало (что уж говорить о земле за бесплатное освобождение)

Опровергнуть: 1)крестьяне получили свободу

2)крестьяне могли бесплатно освободится

3)крестьяне получали землю за освобождение

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её.

«Несмотря на поражение в войне, подписание Парижского трактата в 1856 г. имело благоприятные последствия для развития России».

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её.

«Взаимоотношения Руси и Орды имели характер не столько зависимости, сколько взаимовыгодного (хотя и неравноправного) сотрудничества - подчинение Орде, которая не посягала на православные религиозные начала, способствовало защите русских земель от угрозы с католического Запада».

1) в подтверждение, например:

- Орда помогала Руси в противостоянии с Западом, при этом не посягая на православные религиозные начала;

- под влиянием Орды сформировались начала самодержавной власти, позволившие преодолеть удельную раздробленность;

- через Орду осуществлялись культурные и торговые связи с Востоком;

2) в опровержение, например:

- в результате постоянных набегов разорялись русские земли;

- русские земли были обложены тяжёлой данью;

- зависимость от Орды препятствовала контактам Руси с Европой.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её.

«Реформы П.А. Столыпина закладывали основы для стабильного развития русской деревни».

1) в подтверждение, например:

- реформы способствовали укреплению частной крестьянской собственности на землю (превращению крестьян в собственников земли);

- Столыпин освободил хозяйственных крестьян от гнёта общины;

- при нём была активизирована деятельность Крестьянского банка по выдаче крестьянам ссуд;

- реформы ускорили переход части помещичьих земель в руки крестьян через куплю-продажу;

- переселенческая политика позволяла решать проблему малоземелья крестьян в центральном регионе;

- столыпинские реформы позволяли решать проблему чересполосицы крестьянских земель;

- в ходе реформ получила значительное развитие крестьянская кооперация;

- выросла урожайность крестьянских земель, товарность крестьянских хозяйств;

- реформа позволила некоторым беднейшим крестьянам продать свою землю и сменить род деятельности;

2) в опровержение, например:

- выделившиеся из общины бедняки в большей части не нашли себе места в жизни и пополнили ряды люмпенов;

- многие переселенцы на окраины империи вернулись назад полностью разорившимися;

- реформа вызвала в деревне противостояние между выделявшимися и остававшимися;

- разрушался державшийся столетиями патриархальный уклад, что не могло не сказаться на стабильности в крестьянской среде.

Ниже указаны две точки зрения на роль Государственной Думы Российской империи в 1906-1907 гг. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её.

1. Государственная Дума Российской империи первого и второго созывов являлась полноценным законодательным органом, реально осуществлявшим власть в стране.

2. Существование Государственной Думы в период 1906-1907 гг. никак не подрывало прерогатив самодержавной власти императора.

Какая из точек зрения представляется Вам более обоснованной?

Аргументы:

при выборе первой точки зрения может быть сказано, что Государственная Дума осуществляла ряд важных полномочий, характерных для законодательных органов, например:

- в Манифесте 17 октября 1905 г. и в «Основных государственных законах» декларировалось, что ни один закон не может вступить в силу без одобрения его Государственной Думой:

- Введен государственный бюджет:

- имела право делать запрос различным должностным лицам:

- могла выступать с законодательной инициативой:

- утверждала штаты и сметы различных ведомств:

- утверждала отчет Государственного контроля:

при выборе второй точки зрения может быть сказано, что полномочия думы были весьма ограничены, так как:

- реальную силу законы получали после утверждения их императором:

- император, как и прежде, назначал и смещал министров:

- министры были ответственны перед императором, а не перед Думой:

- прерогативы Думы не распространялись на вопросы внешней политики:

- 87-я статья «Основных государственных законов» позволяла императору издавать между сессиями Думы любые указы и манифесты, имевшие силу закона:

- важные статьи бюджета (расходы Синода и основных министерств - императорского двора, военного, морского, внутренних и иностранных дел) были изъяты из ведения Думы:

в Основных государственных законах указывалось, что «императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть».

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Используя исторические знания, приведите аргументы, подтверждающие данную оценку, и аргументы, опровергающие её.

«Победа красных в Гражданской войне объясняется не их силой, а слабостью и ошибками их противников».

1. В подтверждение, например:

- отсутствие единства взглядов и программ в лагере противников большевиков;

- белые выдвинули устаревшие лозунги, что оттолкнуло от их движения крестьян;

- отсутствие явного лидера в белом движении;

- использование помощи иностранных держав подрывало патриотичность лозунгов белых.

2. В опровержение, например:

- строгая дисциплина внутри большевистской партии;

- на сторону большевиков перешли крестьяне (значительная часть населения страны);

- на стороне большевиков выступало большинство рабочих;

- армия поддержала большевиков.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её.

«Внутренняя политика Александра III создала условия для успешного развития страны».

1. В подтверждение, например:

- Александр III вывел страну из политического кризиса, вызванного событиями 1 марта 1881 г.;

- в его царствование Россия не участвовала в военных конфликтах, за что император получил прозвание «Миротворец»;

- Александр III поощрял развитие национальной промышленности;

- с 1884 г. стало увеличиваться число церковно-приходских школ, что способствовало распространению грамотности среди населения.

2. В опровержение, например:

- восстановление полицейской власти помещиков над крестьянами (учреждение должности земских начальников);

- ограничение прав земств и увеличение представительства в них дворян (земская контрреформа);

- усиление полицейского надзора в стране (принятие «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»);

- «отчуждение» большинства населения от среднего образования (циркуляр о «кухаркиных детях»), контрреформа высшего образования.

Высказывается следующая оценка состояния России до начала её модернизации Петром I. Используя исторические знания, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих данную оценку, и не менее двух аргументов, опровергающих её.

«Россия XVII в. была страной, в которой продолжали господствовать средневековые черты в экономической и культурной жизни страны, и только гением Петра она смогла начать подтягиваться до уровня развитых стран западной Европы»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: