Риторика и ораторское искусство в 60- 80-е годы

Начиная с шестидесятых годов в культуре андеграунда развивалась особая система жанров риторики, обусловленная критическим восприятием всего официального и государственного. Оппозиция пыталась, опираясь на революционный риторический опыт, осторожно, а порой даже отважно критиковать консерватизм и очевидную тупиковость социалистического пути, а с ними и традиционную государственную гомиолетику.

Появилась и стала очень популярной риторика «подтекста» переходная форма научно-публицистической квазиполемики. В литературном творчестве, а особенно в кино, с успехом применяется так называемый «эзопов язык». Например, изображалось засилие подхалимства и бюрократизма в имперской России, а подразумевался стиль поведения советских чиновников старшего поколения. Свои надежды оппозиция возлагала на воспитанную по-новому молодежь. Однако сама молодежная риторика даже не скрывала своей зависимости от «старых кадров».

В риторике оппозиции складывалась новая полемическая лексика: полицейские меры, полицейское государство, реакционные чиновники, третье отделение, царская цензура –и все это применительно к советскому образу жизни. Параллельно делались попытки создать положительную лексику: молодые заговорщики, независимые художники, романтические революционеры.

Наряду со словесными штампами тиранов, палачей, шпионов рождается мир новых революционных образов и штампов, который тиражируют сценарии фильмов и авторская песня. Характерной чертой словесного оформления критически настроенной оппозиции было осуждение мещанина, обывателя, потребителя, вещизма.

Вместе с риторикой публичной оппозиции зарождается молодежная субкультура, подобная западной. Эта культура принесла в советское мастерство красноречия идеологию нигилизма, противостояние традиционной морали и призывы к разрушению. Для советской риторики андеграунд и рок стал новым дыханием, принципиально новаторским по методам выбора и подачи языкового материала, по стилистике. Новая музыка и новая жизненная философия хиппи и рока воплощалась в новой лексике и стилистике в текстах рок-песен и в молодежных жаргонах. Официальная мораль и идеология оказалась чуждой молодежной субкультуре, оттого идет активная разработка новой лексики, новых образных систем, новой символики.

Пафосная и в то же время шутливая риторика средств массовой информации, ориентированных на молодежь, просто придерживаются подросткового тона и настроения неопределенности в выборе стиля, стиля речи в том числе. Иногда к подобным газетным изданиям относятся презрительно, причисляя это к «кичу» и желтой прессе, это неблагоразумно. Это не плохой вкус и отсутствие культуры речи, это заигрывание с незрелой, идейно не определившейся молодежью.

Если разрушающая нигилистическая сторона этой риторики сводится к отрицанию «взрослого чужого мира», то другая – это интеграционный процесс, движение к демократическому свободомыслию запада, а точнее западной молодежной идеологии. Язык молодежи моментально реагирует на подобные изменения: заимствование из английского языка, введения терминологии буддизма, создание новых жаргонов и варваризмов. Ранее в официальной доктрине языка и стиля негативно относились к заимствованиям прозападного толка. Однако молодежный андеграунд готовит почву для заимствований в различных областях жизни государства и творчества.

В области судебного делопроизводства намечается некоторый прогресс. Увеличение роли публичного выступления юриста (главным образом защитника) связано с серией судебных реформ проведенных в тогдашнем Советском Союзе. Задачей данных действий было повышение эффективности и самостоятельности адвокатуры в СССР: ведение элемента состязательности в ходе судебного разбирательства, закрепление в ст.48 конституции РФ гарантии права каждого на получение квалифицированной помощи юристов, а также принятие Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

В следствие этого роль адвокатуры, а значит, и публичного выступления юриста в суде возросла. Гражданин имеет право и нуждается в квалифицированной юридической помощи в обществе, где хотя бы по вопросам частной собственности он получает некоторые права. Скоро советская адвокатура обогащается новыми талантами. Одним из наиболее выдающихся и результативных адвокатов был Д. П. Ватман. Этот талантливый юрист и оратор не участвовал в прецедентных и общественно резонансных процессах, не изобличал существующие порядки, но делал свою работу с высочайшим профессионализмом, мастерски владея языковыми средствами, логикой рассуждений, простотой и ясностью защитительной речи.

Во время крушения пропагандируемых идеалов, использования неуместной патетики, оскудения запаса общих мест на первый план выходит общественная и народная мораль. Именно она и истинность фактов дают возможность Д. П. Ватману защитить своих подопечных. Вот один из ярких примеров такого обращения к народной морали: «…после смерти главы семьи – члена жилищно-строительного кооператива – его родственники, проживавшие совместно с ним в квартире, встречают, как правило, искреннее сочувствие и понимание в связи с постигшим горем, и оформление права на дальнейшее пользование помещения обычно не вызывает каких-либо препятствий, в связи с чем такие дела редко становятся предметом судебных разбирательств».(Д. П. Ватман) Так строится оппозиция по схеме традиционного поведения «такова норма, так принято» – «нарушение норм со стороны ответчика»,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: