Тема. Духовный мир личности

План урока: Культура. Формы и разновидности культуры. Проблемы духовного кризиса среди молодых. Культура общения, труда. Этикет

Понятие «культура» имеет множество значений. Сам термин – латинского происхождения. Изначальный его смысл – обработка земли с целью ее улучшения для дальнейшего использования. Таким образом, термин «культура» предполагал изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В переносном смысле культура – это улучшение телесных и духовных качеств человека, например культура тела, духовная культура. В широком смысле культура – это совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах. К материальным ценностям относятся все предметы материального мира, созданные человеком. Это одежда, средства транспорта, орудия труда и др. духовная сфера включает в себя литературу, искусство, науку, образование, религию. Культура предстает как сотворенная человеком так называемая «вторая природа», стоящая над природой естественной. Главная особенность культуры – ее человеческое начало, означающее, что вне человеческого общества культуры не существует. Культура характеризует как развитие определенных исторических эпох, наций и народностей (культура первобытного общества, античная культура, культура русского народа), так и степень совершенствования различных сфер человеческой жизни и деятельности (культура труда, культура быта, нравственная культура, художественная культура и т.д.).

Уровень и состояние культуры можно определить исходя из развития общества. В связи с этим выделяют примитивную и высокую культуру. На определенных этапах может последовать вырождение культуры, ее застой и упадок. Взлеты и падения культуры зависят от того, насколько члены общества, являющиеся ее носителями, остались верны своей культурной традиции.

На первобытнообщинной стадии развития человек был неотъемлемой частью рода, общины. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальные и культурные элементы развития общества практически не разделялись: социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения были достижениями его культуры.

Родоплеменные отношения «естественно» возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей., в суровой борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад этих отношений стал одновременно переворотом в механизмах функционирования и развития общества, означавшим становление цивилизации.

В понятие цивилизации часто вкладывается сааме разное содержание. Действительно, это понятие употребляют и как синоним культуры (человек культурный и цивилизованный – характеристики равнозначные), и как нечто ей противостоящее (например, физический комфорт общества в противоположность культуре как началу духовному).

Цивилизация – это следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к упорядоченным совместным действиям с другими людьми.

Переход от варварства к цивилизации – это процесс, продолжавшийся длительное время и отмеченный многими новациями, такими как приручение животных, становление земледелия, изобретение письменности, появление публичной власти и государства.

В настоящее время под цивилизацией понимается то, что дает комфорт, удобство, обеспечиваемое техникой. Еще одно из современных определений этого понятия – следующее: цивилизация – это совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своих членов в их противостоянии внешнему миру.

Философ О.Шпенглер, считал цивилизацию этапом упадка культуры, ее старения.

В зависимости от подхода к понятию цивилизации выделяют следующие типы цивилизации:

- в соответствии с периодами исторического развития – древние, средневековые и современные цивилизации;

- в соответствии со спецификой развития – восточные, западные и смешанные цивилизации;

- в соответствии с уровнем организации государственно-политических институтов – первичные (государство является политико-религиозной организацией) и вторичные (государство отличается от религиозной организации);

- в соответствии с уровнем экономического развития – доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

У каждой цивилизации можно выделить четыре подсистемы – биосоциальную, политическую и культурную, имеющие в каждом конкретном случае свою специфику.

Историки выделяют древнейшие цивилизации, такие как Древняя Индия и Китай, государства мусульманского Востока, Вавилон и Древний Египет, а также цивилизации Средневековья. Все они относятся к так называемым доиндустриальным цивилизациям. Их самобытные культуры были направлены на поддержание сложившегося образа жизни. Предпочтение отдавалось традиционным образцам и нормам, вобравшим в себя опыт предков. Виды деятельности, их средства и цели менялись медленно.

Особым типом цивилизации стала европейская, которая начала свой разбег в эпоху Возрождения. Особое значение отводилось науке. Иным было и понимание природы человека, его роли в общественной жизни.

Контрольные вопросы:

1. Объясните понятие «культура»

2. Какие виды культур вы знаете? В чем состоит их отличие друг от друга?

3. Охарактеризуйте основные элементы культуры


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: