Высказывание Всевышнего в священном хадисе «Мой раб продолжает приближаться ко Мне благодаря добровольным обрядам поклонения до тех пор, пока Я не возлюблю его. А когда Я возлюблю его, Я буду слухом, которым он слышит, и зрением, которым он видит, и рукой, которой он хватает, и ногой, которой он ступает. Если он попросит Меня, Я непременно одарю его. А если он прибегнет к Моему покровительству, Я непременно укрою его» [81].
Ответ:
Этот достоверный хадис передал аль-Бухари в 38 главе о скромности раздела “Китаб ар-Рикак” (“Книга о мягкости сердец”).
Праведные мусульмане из числа приверженцев Сунны и сторонников единой мусульманской общины признают очевидный и подлинный смысл этого хадиса, но каков его очевидный смысл? Означает ли этот хадис, что Всевышний Аллах превращается в слух, зрение, руки и ноги святых угодников? Или же он означает, что Всевышний Аллах направляет на прямой путь слух, зрение, руки и ноги святых угодников, благодаря чему они трудятся исключительно ради Аллаха?
|
|
Безусловно, первое толкование не может быть очевидным смыслом этого хадиса. Более того, если человек поразмыслит над смыслом хадиса, то ему станет ясно, что этот хадис не понимается так. И обосновать это можно двумя способами.
Во-первых, Всевышний Аллах сказал: «Мой раб продолжает приближаться ко мне благодаря добровольным обрядам поклонения до тех пор, пока Я не возлюблю его». И в конце хадиса Он сказал: «Если он попросит Меня, Я непременно одарю его. А если он прибегнет к Моему покровительству, Я непременно укрою его». Речь идет о рабе и Господе Боге. Один стремится приблизиться к другому. Один любит, а другой является возлюбленным. Один молится, а другой внимает молитвам. Один дарует, а другой принимает дары. Один ищет покровительства, а другой укрывает. Совершенно ясно, что речь идет о двух различных существах, каждый из которых не похож на другого. Все это означает, что один из них не может быть качеством или частью другого.
Во-вторых, слух, зрение, руки и ноги святого угодника являются качествами или частями тела творения, которое возникло из небытия. Какой же благоразумный человек станет утверждать, что Творец, Который существует изначально и вечно, превращается в слух, зрение, руки и ноги творения? Воистину, душа содрогается от одного упоминания об этом, и язык не поворачивается произносить подобные выражения даже в условном наклонении. Как же люди осмеливаются утверждать, что эти выражения являются очевидным смыслом священного хадиса? О Аллах! Ты пречист и достоин похвалы! Мы не способны восхвалить Тебя надлежащим образом, ибо только Ты властен сделать это.
|
|
Если несостоятельность первого толкования больше не вызывает сомнений, то нам становится ясно, что очевидный смысл этого хадиса заключается в том, что Всевышний Аллах оберегает слух, зрение, руки и ноги святых угодников, благодаря чему они пользуются своим слухом, своим зрением, своими руками и ногами только ради совершения искренних богоугодных дел. При этом они испрашивают помощь у Всевышнего Господа и руководствуются Его шариатом. Их искренность, стремление снискать Божью помощь и желание руководствоваться Божьими предписаниями совершенны, и это является величайшей милостью Аллаха. Именно так истолковывали этот хадис ранние мусульманские богословы, и это толкование полностью соответствует его очевидному смыслу. Оно не является толкованием в переносном смысле, и хвала за это надлежит одному Аллаху!