Психология (модуль 1)
Лекционные материалы
ТЕМА 1. Психологические основы социальной работы, методы психологии (2 часа)
1. Психологические основы социальной работы как особого вида социально-психологический деятельности.
2. Психосоциальный подход и функции психологии в социальной работе.
3. Профессиональная компетентность: понятие, содержание, принципы. Практическая деятельность психолога в социальной работе.
4. Основные, вспомогательные и дополнительные методы, используемые в психологии.
5. Объективность психологических исследований и психологическая интерпретация полученной информации.
1. Социальный заказ на психологические услуги вызывается в большей мере потребностью людей в самопознании и самосовершенствовании, в способности жить психологически комфортно. Эти потребности и сформировали 5 основных направлений: организационно-методическое, исследовательско-аналитическое, психотерапевтическое, педагогическое и консультационно-просветительское, повышение квалификации.
– организационно-методическое обеспечивает планирование своего труда по различным аспектам проблем с целью рационального использования собственного интеллекта
– исследовательско-аналитическое включает проведение научно-исследовательских работ в выбранной сфере
– психотерапевтическо е предусматривает целенаправленное изменение свойств и состояний человека через комплекс воздействий на его эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы. В этот комплекс входит: профилактика, коррекция, реабилитация, психогигиена
Профилактика – комплекс действий по предотвращению нежелательных явлений в психике здорового клиента
Коррекция – целенаправленное воздействие с целью изменения, укрепления или формирования новых качеств и свойств.
Реабилитация – система мероприятий, ориентированных на восстановление или компенсацию нарушенных психических состояний, функций, личностного и социального статуса.
Психогигиен а – деятельность по созданию условий для нормального функционирования психики (обследование населения с целью выявления групп риска, работа с молодыми и неблагополучными семьями).
Психотерапия – оказание психологической помощи человеку в решении им своих жизненных проблем, самостоятельном преодолении трудностей и негативных переживаний.
– педагогическое и консультационно-просветительское имеет своей целью передачу знаний заинтересованным в них людям.
Просвещение – работа по популяризации знаний, умений и навыков, необходимых людям для обеспечения условий их нормальной жизнедеятельности.
Консультации – разработка специальных рекомендаций и советов по поведению человека или группы людей в психотравмирующих ситуациях, нарушающих привычный образ жизни и деятельности.
– повышение квалификации преследует цель совершенствования профессионального мастерства и условий труда. Продвигает человека к вершинам его профессиональной компетентности.
2. Психосоциальный подход предполагает базирование на психологической основе социальной деятельности.
Функций существует большое многообразие. Психология определяет научное исследование поведения и внутренних психических процессов человека (осознаваемых и неосознаваемых) и практическое применение получаемых знаний. Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента… Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, т.е. уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность.
3. Профессиональная компетентность – уровень обладания системой профессиональных знаний, навыков и умений, а также наличие особых личностных и деловых качеств (умение общаться, адекватная самооценка, гибкость мышления, совершенное владение психологическими технологиями).
Профессиональная компетентность: система зун, социальная позиция, особые качества личности.
Система профессиональных знаний, умений и навыков – это совокупность востребованных практикой сведений о всех сторонах деятельности психолога, а также приемов и технологий выполнения им своих функциональных обязанностей в систему включены знание не только психологического инструментария, но и сильных и слабых сторон своей личности, умение оперативно распознавать личность клиента, навыки саморегуляции своего психического состояния.
Профессионально-значимые психологические особенности личности определяют внутренний потенциал для успешной деятельности. Это аналитико-синтетический стиль мышления, адекватная самооценка, внутренний локус контроля, психическая стабильность, устойчивость к экстремальным ситуациям повседневной жизни и общения, воля, коммуникабельность, способность сопереживать, мотивация достижения цели и др.
Социальная позиция психолога позволяет ему осознать свою роль в рамках своей деятельности и вне ее, свое предназначение, свою перспективу, систему личных оценок всего того, что происходит вокруг, и др.
Беспристрастность требует:
· Исключения предвзятого, необъективного отношения к клиенту и результатам работы своих коллег
· Применение инструментария, соответствующего решаемым задачам, без ориентации на модные в данный момент психотехнологии
· Выводов, рекомендаций и советов, базирующихся на объективных критериях
Позитивная ориентация отражает гуманистический подход в деятельности психолога. Сюда включаются:
· Устремленность на позитивные стороны своих трудовых актов, коммуникативных процессов др.
· Старание и умение внушить клиенту уверенность в преодолении его психических барьеров.
Конфиденциальность обязывает хранить:
· Тайну информации, получаемой от клиента
· Деловые записи и результаты диагностических исследований в форме, недоступной третьим лицам.
Безопасность должна гарантировать полную жизнеспособность принципа «Не навреди!». Последствия нанесения психического ущерба здоровью клиента обычно тяжелее, чем физические травмы. Сотрудничество с психологом должно приводить к позитивному изменению состояния клиента. Это обеспечивается:
· Исключительной внимательностью к личным психическим проблемам клиента
· Осторожным подбором приемов воздействия на клиента, которое предусматривает предварительное познание его личностных особенностей
Успех приносит профессиональная и деловая этика. Ее роль трудно переоценить. Личность другого человека нельзя трогать, к ней можно лишь прикасаться легким движением своей души. Все нравственные требования составляют основу образа жизни профессионала.
4. Основные методы психологических исследований
1. Организационные методы:
· сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.);
· лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц в течение длительного времени);
· комплексный метод (исследование объекта проводится специалистами различных областей и разными средствами для установления связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).
2. Эмпирические методы включают наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы;
психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); анализ продуктов деятельности; биографические методы.
3. Методы обработки данных, включающие в себя: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.
4. Методы коррекции: аутотренинг, групповой тренинг, способы психотерапевтического воздействия, обучение.