ТЕМА 1. Психологические основы социальной работы, методы психологии (2 часа)

Психология (модуль 1)

Лекционные материалы

ТЕМА 1. Психологические основы социальной работы, методы психологии (2 часа)

1. Психологические основы социальной работы как особого вида социально-психологический деятельности.

2. Психосоциальный подход и функции психологии в социальной работе.

3. Профессиональная компетентность: понятие, содержание, принципы. Практическая деятельность психолога в социальной работе.

4. Основные, вспомогательные и дополнительные методы, используемые в психологии.

5. Объективность психологических исследований и психологическая интерпретация полученной информации.

1. Социальный заказ на психологические услуги вызывается в большей мере потребностью людей в самопознании и самосовершенствовании, в способности жить психологически комфортно. Эти потребности и сформировали 5 основных направлений: организационно-методическое, исследовательско-аналитическое, психотерапевтическое, педагогическое и консультационно-просветительское, повышение квалификации.

организационно-методическое обеспечивает планирование своего труда по различным аспектам проблем с целью рационального использования собственного интеллекта

исследовательско-аналитическое включает проведение научно-исследовательских работ в выбранной сфере

психотерапевтическо е предусматривает целенаправленное изменение свойств и состояний человека через комплекс воздействий на его эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы. В этот комплекс входит: профилактика, коррекция, реабилитация, психогигиена

Профилактика – комплекс действий по предотвращению нежелательных явлений в психике здорового клиента

Коррекция – целенаправленное воздействие с целью изменения, укрепления или формирования новых качеств и свойств.

Реабилитация – система мероприятий, ориентированных на восстановление или компенсацию нарушенных психических состояний, функций, личностного и социального статуса.

Психогигиен а – деятельность по созданию условий для нормального функционирования психики (обследование населения с целью выявления групп риска, работа с молодыми и неблагополучными семьями).

Психотерапия – оказание психологической помощи человеку в решении им своих жизненных проблем, самостоятельном преодолении трудностей и негативных переживаний.

педагогическое и консультационно-просветительское имеет своей целью передачу знаний заинтересованным в них людям.

Просвещение – работа по популяризации знаний, умений и навыков, необходимых людям для обеспечения условий их нормальной жизнедеятельности.

Консультации – разработка специальных рекомендаций и советов по поведению человека или группы людей в психотравмирующих ситуациях, нарушающих привычный образ жизни и деятельности.

повышение квалификации преследует цель совершенствования профессионального мастерства и условий труда. Продвигает человека к вершинам его профессиональной компетентности.

2. Психосоциальный подход предполагает базирование на психологической основе социальной деятельности.

Функций существует большое многообразие. Психология определяет научное исследование поведения и внутренних психических процессов человека (осознаваемых и неосознаваемых) и практическое применение получаемых знаний. Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента… Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, т.е. уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность.

3. Профессиональная компетентность – уровень обладания системой профессиональных знаний, навыков и умений, а также наличие особых личностных и деловых качеств (умение общаться, адекватная самооценка, гибкость мышления, совершенное владение психологическими технологиями).

Профессиональная компетентность: система зун, социальная позиция, особые качества личности.

Система профессиональных знаний, умений и навыков – это совокупность востребованных практикой сведений о всех сторонах деятельности психолога, а также приемов и технологий выполнения им своих функциональных обязанностей в систему включены знание не только психологического инструментария, но и сильных и слабых сторон своей личности, умение оперативно распознавать личность клиента, навыки саморегуляции своего психического состояния.

Профессионально-значимые психологические особенности личности определяют внутренний потенциал для успешной деятельности. Это аналитико-синтетический стиль мышления, адекватная самооценка, внутренний локус контроля, психическая стабильность, устойчивость к экстремальным ситуациям повседневной жизни и общения, воля, коммуникабельность, способность сопереживать, мотивация достижения цели и др.

Социальная позиция психолога позволяет ему осознать свою роль в рамках своей деятельности и вне ее, свое предназначение, свою перспективу, систему личных оценок всего того, что происходит вокруг, и др.

Беспристрастность требует:

· Исключения предвзятого, необъективного отношения к клиенту и результатам работы своих коллег

· Применение инструментария, соответствующего решаемым задачам, без ориентации на модные в данный момент психотехнологии

· Выводов, рекомендаций и советов, базирующихся на объективных критериях

Позитивная ориентация отражает гуманистический подход в деятельности психолога. Сюда включаются:

· Устремленность на позитивные стороны своих трудовых актов, коммуникативных процессов др.

· Старание и умение внушить клиенту уверенность в преодолении его психических барьеров.

Конфиденциальность обязывает хранить:

· Тайну информации, получаемой от клиента

· Деловые записи и результаты диагностических исследований в форме, недоступной третьим лицам.

Безопасность должна гарантировать полную жизнеспособность принципа «Не навреди!». Последствия нанесения психического ущерба здоровью клиента обычно тяжелее, чем физические травмы. Сотрудничество с психологом должно приводить к позитивному изменению состояния клиента. Это обеспечивается:

· Исключительной внимательностью к личным психическим проблемам клиента

· Осторожным подбором приемов воздействия на клиента, которое предусматривает предварительное познание его личностных особенностей

Успех приносит профессиональная и деловая этика. Ее роль трудно переоценить. Личность другого человека нельзя трогать, к ней можно лишь прикасаться легким движением своей души. Все нравственные требования составляют основу образа жизни профессионала.

4. Основные методы психологических исследований

1. Организационные методы:

· сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.);

· лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц в течение длительного времени);

· комплексный метод (исследование объекта проводится специалистами различных областей и разными средствами для установления связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

2. Эмпирические методы включают наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы;

психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); анализ продуктов деятельности; биографические методы.

3. Методы обработки данных, включающие в себя: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

4. Методы коррекции: аутотренинг, групповой тренинг, способы психотерапевтического воздействия, обучение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: