ТЕМА 2. Психология как наука (2 часа)

1. Понятие о психологии.

2. Цель и задачи психологии.

3. Основополагающие принципы психологии.

4. Структура современной психологии.

5. Предмет психологии. Предмет психологии в зарубежной и отечественной психологической науке.

6. Структура психических явлений человека.

1. Одно из определений психологии как науки гласит – это наука, предметом изучения которой являются закономерности формирования, функционирования и развития психики человека. Название психологии происходит от греческих слов psiche – душа, loqos – учение. Психика подразумевает сложный внутренний мир личности. В качестве объекта изучения в психологии выступает Человек. Это понятие включает как индивида, так и группу людей, состоящих между собой в различных отношениях (межличностных, деловых, отношениях власти и др.).

Этапы становление психологии

1 этап «душа» (v в. до н.э.) – примитивное психологическое знание с господствующим понятием душа.

2 этап «сознание» (сер. XVII-XIX в.). В понятие «сознание» включалась способность человека мыслить, чувствовать и желать. Начало этапа совпало с периодом бурного развития естественных наук в 17 веке. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3 этап «поведение» (сер. XIX-нач. XX в.) основные интересы психологии сосредоточились на поведении человека, его поступках и реакциях на сигналы различной природы. Основная задача психологии на этом этапе — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека.

4 этап «акме» (нач. XX-XXI в.). Психологическое сопровождение труда и жизни человека с целью достижения вершин его потенциальных возможностей.

Таким образом, в настоящее время психология понимается как наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. Предметом ее исследования является определенный и ограниченный данным уровнем общественно-исторического развития способ освоения объекта, т.е. основные закономерности возникновения и функционирования психической деятельности. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания, в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

2. Цель изучения психологии – научиться понимать во всем многообразии и динамичности его внутреннего (психического) мира, научиться жить, не мешая друг другу.

Как «оседлать» бурную стихию собственных страстей? Как «прочитать» первого встречного, словно раскрытую книгу? Как обеспечить свою безопасность? Как провести презентацию своей работы перед строгими комиссиями? Как научиться управлять, а не править людьми? Как жить, не мешая друг другу? Все подобные вопросы в компетенции психологии, но ответы на них надо искать не в самой психологии, а с помощью психологии. Она оказывает помощь через самопознание и овладение психологической культурой.

Задача психологии – исследование психических явлений. С.Л.Рубинштейн писал: «Психологическое познание – это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей».

3. Основные методологические принципы психологического знания в более завершенной форме были сформулированы в 30-е годы прошлого столетия.

Принцип детерминизма (причинности, или каузальности). Все явления материалистического мира связаны между собой причинно-следственными отношениями: все, что существует в мире, является следствием действия определенной причины. Принцип сформулировал С.Л.Рубинштейн в 50-е годы прошлого столетия для психических явлений. Причинно-следственная связь необратима (например, если труд стал причиной превращения обезьяны в человека, то эта причина не создаст обратного процесса превращения человека в обезьяну).

Принцип развития. Психика как высокодинамичный объект может изучаться только лишь в развитии. Психическое развитие включает в себя как количественные, так и качественные изменения. Движущей силой развития является взаимодействие психических структур. В пределах данного принципа рассматривается эволюционный процесс, предполагающий постепенное накопление изменений в психических структурах через создание многообразия, отбор новых качеств и их адаптацию к условиям.

Принцип целостности утверждает свойство сохранности идентичности психических объектов при изменении их частных характеристик в некоторых пределах. В соответствии с этим принципом можно говорить, например, о том, что личность сохраняет свою идентичность в процессе жизни данного индивида. По отношению к этому принципу взгляды менялись:

· Элементаризм (атомизм): целое есть простой набор частей, не связанных между собой

· Редукционизм: явление одной природы (например, психической) можно сводить к явлениям другой природы (например, биофизической) без потери сущности

· Холизм: целостность психических явлений первична и совершенно не сводима к их частям

4. Структура современной психологии.

В настоящее время психология представляет разветвленную собой систему наук. Их можно разделить на фундаментальные и специальные, прикладные. Каждая использует строго научные методы для выявления новых факторов и закономерностей, для изучения механизмов психики, поведения.

Фундаментальные или базовые отрасли психологии имеют общее значение для понимания психики и поведения людей независимо от того, какой конкретной деятельностью они занимаются. Их объединяют термином «общая психология».

Наряду с ними выделяют прикладные отрасли науки, призванные исследовать поведение, психическую деятельность людей, занятых тем или иным видом деятельности.

Исходя их этого, в качестве основания классификации отраслей психологии может быть психологическая сторона:

1) конкретная деятельность

2) развитие

3) отношения человека как субъекта развития и деятельности к обществу, в котором осуществляется его деятельность и развитие.

Если принимать первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда, педагогическая психология, медицинская психология, юридическая психология, военная психология. Психология спорта, психология торговли.

Если за основу классификации ветвей психологии принять психологические аспекты развития, то перед нами выступит ряд ее отраслей, в которых реализуется принцип развития: возрастная психология, психология аномального развития, сравнительная психология.

Если классифицировать ветви психологии с точки зрения психологических аспектов отношений личности и общества: социальная психология.

Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию психофизиологию, дифференциальную психологию.

5. Предмет психологии – психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: