Успешность национальной экономики измеряется такими показателями, как валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП) и национальный доход.
ВВП - это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год. Конечная продукция - это любая продукция (потребительские товары, оборудование, здания и др.), не предназначенная для дальнейшей производственной переработки или перепродажи. Значит, перепродажи, финансовые сделки, штрафы и т.п. не учитываются в ВВП.
В ВВП включаются только официально зарегистрированные сделки, т.е. здесь не учитываются труд на себя и теневая экономика (незаконные виды экономической деятельности).
ВВП страны рассчитывается по расходам или доходам всех субъектов экономики.
Если из ВВП вычесть затраты на амортизацию (стоимость изношенного оборудования и помещений), то получим чистый национальный продукт (ЧНП). ЧНП = ВВП - А.
ВНП отличается от ВВП. ВВП учитывает работу всех людей на территории страны вне зависимости от гражданства (иностранные рабочие в России увеличивают наш ВВП).
|
|
ВНП учитывает работу граждан страны не только на ее территории, но и за рубежом (например, работа россиянина в иностранной компании). ВВП и ВНП отличаются друг от друга на несколько процентов, но их динамика всегда однонаправлена, поэтому для анализа состояния экономики обычно используют один из этих показателей.
Национальный доход (НД) - сумма всех доходов населения страны за год, вновь созданная стоимость. Это то, что производство сумело прибавить к благосостоянию страны за год. С помощью НД измеряют уровень благосостояния страны.
ТЕМА 13. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ.
В настоящее время большинство экономических систем сочетают рыночные отношения с элементами государственного регулирования, т.е. рынок действует, но и государство активно вмешивается в экономику. Все рычаги воздействия государства на экономику можно разделить на прямые и косвенные.
Прямое регулирование предполагает использование административных методов. Одним из них является правовое регулирование - принятие законов, касающихся рынка. Особую роль здесь играет антимонопольное законодательство, цель которого - ограничить на рынке диктат монополистических объединений.
Косвенное регулирование предполагает различные экономические меры:
1) система государственных заказов, т.е. закупки тех или иных товаров, которые позволяют увеличить спрос, а, значит, расширить внутренний рынок;
2) финансово - экономическое регулирование - регулирование экономики при помощи кредитно - денежной системы (например, выдача кредитов предприятиям). Это основной рычаг воздействия на экономику.
|
|
Способы и масштабы вмешательства государства в экономику вызывают споры. В этом вопросе сталкиваются две экономические теории: монетаризм и кейнсианство.
Монетаризм (М.Фридмен) означает максимальное освобождение экономики от контроля государства, предоставление возможности рынку самостоятельно регулировать производство товаров и их обмен (торговлю).
Кейнсианство (Д.Кейнс) означает большее вмешательство государства в экономику, ее регулирование путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения денежной массы: только активная финансовая политика государства, стимулирующая спрос, способна справиться со многими бедами рынка, например, безработицей.
В современном мире правительства большинства государств используют как монетарные, так и кейнсианские методы.
ТЕМА 14. НАЛОГИ
Налоги - это обязательные платежи в пользу государства части доходов граждан и организаций. Они установлены законом и необходимы, чтобы государство имело средства для осуществления своих функций.
Все мероприятия, связанные с взиманием налогов, называются налоговой политикой.
Налоговая система состоит из нескольких элементов:
1) видов налогов;
2) налогового законодательства;
3) способов исчисления;
4) форм сбора налогов.
Функции налогов:
1) фискальная - это наполнение госбюджета, чтобы власть могла выполнить свои обязательства перед обществом;
2) социальная - перераспределение доходов в пользу малоимущих слоев населения через различные социальные программы;
3) стимулирующая - применение налогов как инструмента воздействия на экономическое поведение производителей и потребителей (предоставление налоговых льгот и т.д.).
Налоги разделяют на прямые и косвенные:
1) прямые - взимаются с доходов граждан и организаций явно (подоходный налог, налог на прибыль организаций);
2) косвенные - граждане уплачивают их незаметно для себя при покупке товаров и услуг, т.к. такие налоги, уже уплаченные предприятиями, включены в цены (акцизы, таможенные пошлины).
Налог может быть:
1) прогрессивным - это налог, процентная ставка которого повышается по мере роста дохода налогоплательщика (чем больше доход, тем больший процент от него нужно заплатить);
2) регрессивным - процентная ставка снижается по мере роста дохода налогоплательщика. Все косвенные налоги регрессивны - купив одинаковые вещи, богатый и бедный заплатят одну и ту же сумму, но она составит разные по величине доли в доходах этих двух людей: бедный отдаст большую долю своего дохода, чем богатый.
3) пропорциональным - средняя ставка постоянна. В РФ пропорциональным является подоходный налог - 13 % независимо от размера доходов.
В развитых странах преобладают прямые налоги: подоходный, налог на имущество, налог на прибыль и т.д. Эти налоги платят богатые, которые больше бедных обязаны содержать государство. В РФ ситуация обратная. Основная масса доходов РФ формируется косвенными налогами (таможенные пошлины, НДС, акцизы и т.д.). Эти налоги платят все, но основное бремя ложится на бедных из-за специфики косвенного налога.
Виды налогов установлены Налоговым кодексом и подразделяются на федеральные, региональные и местные. К региональным, например, относится транспортный налог, к местным - земельный и налог на имущество физических лиц.