Круговорот продуктов и доходов в национальной экономике

Основные внутренние пропорции национальной экономики.

Эффективность национальной экономики, качество национального продукта определяют оптимальным взаимодействиеего внутренних структурных элементов. Среди наиболее важных для функционирования экономики групп пропорции можно выделить:

  1. обеспеченность факторами (ресурсами) производства и эффективность их использования и сочетания;
  2. воспроизводственная структура- по стадиям, по функциональному назначению результатов воспроизводства, средств воспроизводства и предметов потребления;
  3. отраслевая -многоотраслевые комплексы, отрасли в производственной и непроизводственных сферах;
  4. региональная- экономика субъектов РФ для России), их доля в ВВП страны;
  5. структура национального рынка – развитость входящих в него рынков;
  6. структура ВВП и национального дохода;
  7. организационно -экономическая структура – соотношение крупных, средних и мелких предприятий, также их групп по характеру специализации, диверсификации, наукоемкости и инновационности по формам собственности и хозяйствования;
  8. социально - экономическая структура.

Эти и другие пропорции не поддаются саморегулированию и нуждаются в тонкой государственной настройке.

На формирование экономичной структур влияют многочисленные факторы: сложившаяся рыночная коньюктура, уровень монополизации рынков, уровень развития производительных сил, темпы научно-технического прогресса, инфраструктурная обеспеченность территории, степень участия страны в международном разделении труда, состояние экологи.

Круговорот продуктов и доходов в национальной экономике.

Движение общественного продукта и доходов можно представить в виде круговорота, совершаемого между основными субъектами национальной экономики: домашними хозяйствами, предприятиями, государством, атак же заграницей. Посредниками в круговороте являются все основные рынки факторов производства, готовых товаров, финансов и мировой рынок. В этом круговом встречном движении перемещаются ресурсы, продуты, денежная масса в виде доходов. Регулирование макроэкономических пропорций: общественное воспроизводство, межотраслевой баланс. Воспроизводство означает непрерывное воссоздание расходованных факторов воспроизводства и продуктов конечного потребления, возобновление и развитие отношений собственности, других экономических, технологических, социальных условий. Экономическая система воссоздания в виде цикла общественного воспроизводства включает производство, распределение благ, и их обмен и потребление

Круговорот в смешанной открытой экономке:

От К
  Домохозяйства Предприятия Государству Иностран. сектру
Домохозяйства - Оплата благ Прямые налоги Переводы части дохода
Предприятий Оплата факторов - Прямые и косвенные налоги Оплата импорта
Государство Трансфертные платежи Оплата благ, субвенции - Избыток бюджета
Иностр. сектор Переводы Оплата экспорта Эконмич.помощь -
  1. Основные макроэкономические показатели и методологи их исчисления.

Основными макроэкономическими показателями являются:

-валовый национальный продукт;

-валовый внутренний продукт;

-чистый национальный продукт;

- валовый национальный доход;

- валовый национальный располагаемый доход;

- валовое накопление;

- чистое кредитование и чистое заимствование;

- сальдо внешней торговли.

Валовый внутренний продукт (ВВП)- это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг в экономики за год. При этом учитывается годовой объем конечных товаров и услуг, созданных на территории данной страны.

Валовый национальный доход (ВНД) –сумма первичных доходов полученных резидентами данной страны за то или инной период в связи с их прямым или косвенным участием в производстве ВВП своей страны и ВВП других стран. ВНД больше ВВП на сумму первичных доходов а сумму первичных доходов полученных резидентами данной страны из-за границы (за вычетом первичных доходов, выплаченных нерезидентами).

Валовый национальный располагаемый доход (ВНРД) – отличается от ВНД сальдо текущих перераспределительных платежей переданных заграницу или полуученых из-за границы (гуманитарная помощь, подарки полученная из-за границы, штрафы, пени выплачиваемые резидентами за границей.

Конечное потребление – включает расходы на конечное потребление домаш. хозяйств, государственного управления, некоммерческих организаций.

Валовое накопление- накопление основного капитала, чистое приобретение ценностей т. е. это вложение резидентами средств в объект основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. ВН основного капитала включает приобретения за вычетом выбытия новых и существующих основных фондов, затраты на улучшение нематериальных активов.

Сальдо внешней торговли представляет собой важный элемент конечного использования ВВП и определяется как разница между экспортом и импортом. В случае если сальдо внешней торговли положительно, то имеет место чистый экспорт.

Методы расчета ВВП

Метод добавленной стоимости. Для правильного расчета ВВП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, но без повторного или двойного счета. Вот почему в определении ВВП речь идет о конечных товарах и услугах. Например мука купленная хлебозаводом для выпечки хлеба, представляет промежуточную продукцию. Если ВВП включить промежуточные продукты, т.е. товары, используемые для производства других товаров, то мы получим завешенную оценку ВВП. Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости, который представляет разницу между продажами фирмами их готово продукции и покупкой материалов, инструментов, топлива и услуг у других фирм.

Метод расчета ВВП по расходам. При расчете ВВП на основе расходов или потока благ суммируется следующие величины:

-Потребительские расходы населения (С);

- Валовые частные инвестиции в национальную экономику (Ig)

-Государственные закупки товаров и услуг (G)

- Чистый экспорт (NX), который представляет разность между экспортом и импортом данной страны.

Таким образом, перечисленные здесь расходы составляют объем ВВП, обозначаемого символом Y, и показывает рыночную оценку годового производства:

Y=C+Ig+G+NX

Валовые частные инвестиции представляют собой сумму чистых инвестиций (In) прирост запаса капитальных благ длительного пользования, т.е. зданий, сооружений, оборудован, товарно-материальных запасов и амортизации в течение года.

Государственные закупки товаров и услуг- это расходы государственных учреждений и органов власти вех уровней на приобретение товаров и оплату услуг труда занятых в государственном секторе. Трансфертные платежи – это безвозмездные выплаты государства (гос пособие по безработице).

Чистый экспорт – это разница между экспортом и импортом страны.

Метод расчета ВВП по расходам. ВВП можно представить как сумму факторных доходов (заработная плата, процент, прибыль, рента, амортизация, косвенные налоги), т.е. определять как сумму вознаграждений владельцев факторов производства. При этом по скольку речь идет о валовом внутреннем продукте, в него включаю доходы всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в географических рамках данной страны, как резидентов, так и не резидентов. Резиденты- это граждане проживающие на территории этой страны, за исключением иностранцев, которые находят в стане менее 1 года. В показатель ВВП рассчитываемый по данному методу, так же включает косвенные и прямые налоги на предприятия, амортизация, доходы от собственности и нераспределенная часть прибыли.

Показатель заработной платы (W) включает валовую сумму заработной платы, а также дополнительные выплаты наемным работкам. Рента (R) –доходы собственников недвижимости. Прибыль (Р) распадается на валовую прибыль корпорации или фирмы (дивиденды) и чистые доходы товариществ и предприятий в единоличной собственности доходы фермеров и ли свободных профессий.

Оба метода считаются равноценными и должны давать в итоге одинаковую величину.

Валовый национальный продукт (ВНП) –показывает годовой объем конечных товаров и услуг, созданных гражданами страны, как в рамках национальной территории, так и за рубежом. Расчет ВНП основан на критерии принадлежности фактора производства резиденту или нерезиденту данной страны. Если к показателю ВВП добавить разность между поступлениями от услуг факторов производства (доход) резиденов из-за границы и факторными доходами полученными нерезидентами в данной стране, то получим показатель ВНП. Например для Франции после расчета ВВП, нужно добавить поступления факторных доходов граждан Франции, осуществляющих свою деятельность в Италии, Германии и т.д. и вычесть факторные доходы итальянских, германских и других субъектов рыночного хозяйства ведущих свою деятельность в Франции.

Потенциальный ВВП – означает долгосрочные производственные возможности экономики при максимальном использовании имеющихся ресурсов в условиях стабильных цен.

Номинальный ВВП (РQ) – это ВВП подсчитанный в текущих ценах.

Реальный ВВП – это фактический объем выпуска продукции, рассчитанный в ценах базисного года. Для вычисления реального ВВП необходимо использовать индекс цен.

Реальный ВВП (Q) = Номинальный ВВП (РQ)

Дефлятор ВВП (Р)

Дефлятор ВВП (Р)= Номинальный ВВП (РQ)

Реальный ВВП (Q)

Дефлятор ВВП измеряет интенсивность инфляции или обратного процесса -дефляции, когда наблюдается снижение общего уровня цен в стране. Если величина индекса цен оказалась больше 1, то мы произвели дефлирование ВВП, т.е элиминирование фактор инфляции. Если же индекс цен оказался меньше 1, то мы произвели инфлирование т. е. очистили номинальный ВВП от влияния дефляции. Помимо дефлятора ВВП используют индекс потребительских цен (ИПЦ) и индекс цен производителей (ИЦП), измеряющий уровень оптовых цен.

  1. Общая структура системы национальных счетов.

Система национальных счетов (СНС) связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели –объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и совокупные расходы общества. СНС возникла в развитых странах запада в конце 1930-х-первой половине 40-х годов. Теорию национального счетоводства на протяжении двух столетий создавали многие экономисты-теоретики и практики, среди которых Р. Стоун, А. Медисон, Э. Денисов, В. Леонтьев, Ф. Перу, Д. Кейнс. Стандартная система национальных счетов разработана статистической комиссией ООН, применялась с 1953 г. Это была система и 6 счетов, которые давали возможность оценить экономическое развитие страны. СНС характеризует воспроизводимые и невоспроводимые материально-вещественные ресурсы, а так же финансовые активы и пассивы, увязанные с движением финансовых потоков. С 1993 г. действует третья модификация международной стандартной системы национальных счетов, построенная на последних к тому времени достижения теории и практики национального счетоводства в отдельных странах. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а также для международных сопоставлений национального дохода. СНС рекомендованный ООН представляет собой два уровня: сводные счета (отражают движение ВВП, национального дохода (НД), финансирование капиталовложений, операции с другими странами) и детализированные счета (показывают межотраслевые связи, движение доходов, их распределение и конечное потребление).

Показатели СНС характеризующие движение ВВП на различных его стадиях:

Чистый внутренний продукт (ЧВП) – ВВП за вычетом амортизационных отчислений. С помощью показателя ЧВП можно измерить годовой объем производства, который экономика в состоянии потребить, не сокращая производственные возможности будущих периодов: ЧВП=ВВП-амортизация.

Национальный доход (НД). Для определения показателя общего объема заработной платы, процента, прибыли, ренты, т.е. платежей, полученных при производстве ВВП в данном году, необходимо вычесть из ЧВП косвенные налоги на предпринимателей. Таким образом, мы получаем показатель НД. С точки зрения собственников ресурсов, НД является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период.

Располагаемый доход (РД) или личный располагаемый доход – полученный домашними хозяйствами доход, отличающийся от НД, который является заработным доходом. Часть заработного дохода – взносы на социальное страхование, налоги на прибыль предприятий – не поступает в распоряжение населения. Располагаемый доход как фактически полученный доход можно вычислить путем вычитания из национального дохода взносов на социальное страхование, налогов на прибыль предприятия, нераспределенных прибылей, индивидуальных налогов и добавление суммы всех трансфертных платежей. Располагаемый доход находится в личном распоряжении членов общества и используются на потребления и сбережения домашних хозяйств.

Взаимосвязь макроэкономических показателей может быть представлена следующей схемой:

ВВП-амортизация=

ЧВП- косвенный налог =

НД- налоги на прибыль предприятий – взносы на социальное страхование- индивидуальные подоходные налоги – нераспределенная прибыль корпораций + трансфертные платежи = РД

  1. Роль государства в рыночной экономике.

Основными сферами деятельности государства являются: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов. Государство способствует минимизации трансакционнных издержек, с которыми связано действие рыночного механизма.

Производство общественных благ является одной из важнейших функций государства. К общественным относятся такие блага, которые обладают двумя характерными свойствами: не соперничество и неисключаемость из потребления. К общественным благам относятся: национальная оборона, вакцинация населения, дорожная разметка и знаки уличное освещение и др где невозможно дозировать их потребление при помощи механизма цен. Принято различать чистые общественные блага и смешанные общественные блага. Чистые общественные блага обладают двумя указанными свойствами в ярко выраженной степени (национальная оборона). У смешанных общественных благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее (автодороги). В некоторых случаях вводится плата при въезде на отдельные участки автодороги. Блага, которые не обладают вообще указными свойствами, называют частыми и производятся на рыночной основе. Чтобы его приобрести нужно заплатить за него. Источники финансирования общественных благ налоги с домашних хозяйств и бизнеса. При этом отсутствует непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потреблении данного общественного блага. Неполнота рынков- ситуация когда рынки не в состоянии обеспечить предоставление какого-либо товара или услуги даже, тогда когда издержки, связанные с такой деятельностью иже цены, которую платят индивиды. Частные компании могут отказаться страховать отдельные виды рисков, и тогда этим заминается государство.

Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий. Существуют два основных способа минимизации экстерналий. Первый способ-принятие административных мер по отношению к тем, чьи деятельность вызывает отрицательные эксерналии. На государство возлагается осуществление контроля за деятельностью порождающей отрицательны внешние эффекты с применением админсративно -командных мер, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнений и т.д. Второй способ – косвенный метод борьбы с отрицательными экстерналиями через налоговую сферу. Производители являющиеся основными виновниками отрицательных внешних эффектов. Облагаются налогами, что заставляет их в определенном смысле менять свое поведение. Положительные экстерналии, когда выгоду поучают не только непосредственный потребитель данного блага, но и третьи лица (общество в цело). Государство поощряет деятельность, порождающею положительные экстерналии. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы.

Пресечение ассиметричной информации. Государство может сглаживать асимметричность информации путем контроля за качеством товара и услуг, распространения нужных потребителям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждения рекламы и т.д. Большое значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей.

Защита конкуренции. Борьба с монополизацией, защита конкуренции - задача государства. (антимонопольное законодательство).

Сглаживание макроэкономических колебаний. Явление цикличности свойственно рыку порождает массу экономических проблем. Поэтому антициклическая политика также является прерогативой государства.

Политика поддержания доходов. Государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.

Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма. На государство возлагается серьезная задача - защита прав потребителя и производителя, действующих на рынке. Прежде всего государства должно обеспечивать право частной собственности. Необходимо наличие законодательства обеспечивающую специфику прав собственности. Государство разрабатывает законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономической жизни.

  1. Государственное регулирование экономики основные цели и инструменты.

Для того, выработать верную экономическую политику. Государственные деятели должны отдавать себе отчет в том, во первых каких целей они хотят добиться, и во-вторых какими инструментами они для этого располагают. Политики могут обеих целей тогда, когда количество инструментов равно количеству целей и влияние инструментов на цели линейно независимы друг от друга. Определение множества целей называется целевой функцией. По отношению к друг другу макроэкономической политики могут быть взаимозаменяемые, взаимодополняемые и нейтральны. Взаимозаменяемость целей означает, что невозможно достижение рассматриваемых елей одновременно (контроль над темпами инфляции и безработицы). Взаимодополняемые цели макроэкономической политики сочетаются друг с другом (рост национального дохода). Нейтральные цели, то есть не влияющие на достижение друг друга, встречаются весьма редко. (снижение безработицы до определенного уровня может и не влиять на темпы инфляции).

Целевую функцию следует ввести 8 элементов:

  1. объем государственных расходов;
  2. темп изменения реальной заработной платы;
  3. уровень занятости;
  4. индикатор распределения дохода;
  5. размер инвестиций
  6. совокупный спрос;
  7. уровень производства;
  8. сальдо платежного баланса

В конце 1980 середине 1990 многие стали рассматривать лишь 2 задачи:

1. полная занятость;

2. борьба с инфляцией

Цели макроэкономической политики реализуют путем государственного регулирования. Главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Две основные формы: административные методы государственного регулирования через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество и экономические методы государственного регулирования с помощью различных мер макроэкономических политики. Прямое вмешательство – принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы (гражданский, налоговый кодекс). Косвенное вмешательство –осуществление государственного регулирования посредством использования основных инструментов государственно экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная плитка.

  1. Классическая теория макроэкономического равновесия.

Представители классического направления рассматривали модель общеэкономического равновесия только в краткосрочном периоде для условия совершенной конкуренции. В основе этой модели лежит закон рынков Сея. Предложении товаров создает свой собственный спрос. Это означает, что, во-первых целью владельца дохода является не получение денег как таковых, а приобретение различных материальных благ, т.е. получаемый доход расходуется целиком. Во-вторых, расходуются только собственные денежные средства экономичеких агентов. Теория общеэкономического равновесия, объясняющею автоматическое обеспечение равенства доходов и расходов при полной занятости, которая не вступает в противоречие с действием закона Сея. Ставка процента уравновешивает спрос и предложение инвестиционных средств; гибкая заработная плата уравновешивает спрос и предложение на рынке труда, так что сколько-нибудь продолжительное существование вынужденной безработицы просто невозможно; гибкие цены обеспечивают расчищение рынка, так что длительное перепроизводство так же оказывается невозможным, увеличение денежной массы в обращении ничего не меняет в реальном потоке товаров и услуг, оказывая лишь влияние на номинальные величины. Таким образом рыночный механизм в теории классиков сам по себе способен исправлять дисбалансы, возникающие в масштабах национальной экономики и вмешательство государства оказывается ненужным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: