Концепция жизненного цикла организации предсказывает изменения в ней, происходящие в определенной последовательности, в течение определенного времени. Переходы от одного этапа к другому неслучайны и предсказуемы.
Можно выделить описательно стадии жизненного цикла организации:
1) возникновение — этап обоснования жизнеспособности идеи создания и развития организации, ее формальное учреждение, определение факторов коммерческого успеха;
2) развитие — становление и малые масштабы производства, новизна продукта, конкурентная борьба за лидерство на рынке;
3) рост — расширение масштабов производства, освоение новых рынков, рост продаж;
4) зрелость — характеризуется падением объема продаж и доходов, модернизацией и дифференциацией продукции, поиском новых рынков сбыта, пересмотром предпринимательской концепции;
5) кризис — падение объемов прибыли, ограниченные возможности реализации продукции, снижение платежеспособности организации. Далее возможны два пути: банкротство или санация (оздоровление финансов) и возрождение предприятия.
Концепция жизненного цикла организации позволяет констатировать, что организация развивается только тогда, когда имеет обоснованную стратегию и эффективно использует имеющиеся ресурсы.
Жизненный цикл организации — объективная реальность, но возрождение организации на последней стадии ее цикла требует субъективных действий управленческого персонала.
Теоретик менеджмента И. Адизес, один из ведущих мировых специалистов в области повышения эффективности организаций, выделил 9 этапов в жизненном цикле организации.
1. Выхаживание (ухаживание) — существует бизнес-проект, организации еще нет. Необходимы хорошая идея и готовность рынка воспринять ее.
2. Младенчество — организация создана, но не обладает четкой структурой; нет системы приема на работу, оценки исполнения заданий; субординация слабая. Решения принимаются оперативно, каждое удачное превращается в образец для принятия аналогичных. Чтобы выжить, необходимо: 1) обеспечение постоянного притока ресурсов; 2) верность идее построения устойчивой организации.
3. «Давай-давай» — быстрый рост. Резко изменяется видение будущего организации — от очень узкого взгляда до панорамы бескрайних возможностей. Основная ошибка — попытка объять необъятное. Организация по-прежнему строится вокруг людей, а не задач.
4. Юность — функциональные организационные конфликты; противоречивость целей организации, несоответствие системы стимуляции и вознаграждения, конфликт «мы и они». Бизнес перерастает возможности основателя. Возможные выходы из ситуации: а) провести быструю децентрализацию, предоставив шанс многим; б) пригласить наемного профессионального менеджера со стороны (кардинально изменится организационная культура). Организация строится вокруг задач; устанавливаются четкие линии власти.
5. Рассвет — оптимальная точка в жизненном цикле организации. Достигается баланс между самоконтролем и гибкостью. Четкая организационная структура, система прав и обязанностей, готовность к инновациям.
6. Стабилизация — первая стадия старения. Организация очень сильна с точки зрения финансовых показателей, начинает терять гибкость. Ведущая роль финансистов; доминирующий фактор — возвратность инвестиций любой ценой; истощение духа предпринимательства.
7. Аристократизм — главное внимание уделяется системам контроля, страхования; снижается готовность к инновациям; воцаряется принцип «не гони волну».
8. Ранняя бюрократизация — дисфункциональные конфликты. Основная ошибка: внимание сотрудников сосредотачивается на внутренних стычках, внешний потребитель — «назойливая муха», «которая мешает работать».
9. Смерть — организация уже не создает необходимых ресурсов самосохранения. Нет ориентации на результат, нет работающей команды, нет склонности к изменению, но существует система бессмысленного контроля.
Все 9 циклов развития в нормальных условиях охватывают 35-40 лет.