Студентами-экономистами

В программе изучаемой дисциплины по кафедре гражданского права и процесса СИ (филиал) БашГУ предусмотрены практические занятия, которые проводятся только при небольшом количестве студентов в потоке. Широко применяются практические занятия в форме деловой игры (ДИ), в форме разбор конкретной ситуации (КС), а также практические занятия в компьютерном классе с использованием справочно-правовых поисковых систем. Активные формы и методы обучения нужны, чтобы приучить студентов пользоваться всеми доступными возможностями самостоятельного получения знаний, приобретать в ходе творческой деятельности дополнительные навыки, используя новейшие технологические достижения.

1. Проведение занятий с разбором конкретных ситуаций (КС)

Преподаватель должен предварительно предупредить студентов о тематике занятия по разбору КС. Предлагаемая тема обязательно должна быть изучена студентами на лекциях, предшествующих данному занятию. Ситуации представляют собой реальные, практически возможные случаи, которые не должны быть надуманными, но и не следует делать их слишком простыми.

Ситуация составляется так, чтобы решение было обоснованно действующими конкретными правовыми нормами. Определяется круг вопросов, подлежащих обязательному выяснению, без которых нельзя обосновать заключительное решение. Можно разделить студентов на небольшие группы, чтобы избежать дискуссий и обеспечить темп принятия конкретных решений. Преподаватель называет тему КС, может кратко обосновать её значимость и напомнить, что вопросы данной темы прорабатывались в прочитанной студентам лекции.

Предлагаемые рекомендации не являются исчерпывающими. Рассмотрение КС, несомненно, эффективный метод обучения студентов, однако практика разбора КС разнообразна и требует дальнейшего изучения и совершенствования.

В итоге необходимо подчеркнуть, что активные методы обучения студентов приобретают все большие масштабы, Во время таких занятий происходит обмен практическими навыками изучения и применения действующего законодательства, развивается умение оценивать юридические поступки и как результат повышается интерес к изучаемому курсу.

2. Проведение практических занятий в компьютерном классе с использованием справочно-правовых и справочно-экономических систем.

При подготовке и оформлении аудиторной работы возникает необходимость создать качественный текстовой документ. Преподаватель должен объяснить студентам, что наиболее распространенной программой для работы с текстами является MicrosoftWord и, при необходимости, продемонстрировать, как осуществляется запуск программы. После запуска программы открывается окно Word с чистой страницей. На «Панели инструментов Форматирования» имеются два раскрывающихся списка и несколько кнопок, которые позволяют менять шрифт, выравнивать текст, создавать Список, задавать отступы и выделять текст.

Все изменения текста, которые позволяют делать панель инструментов «Форматирования» называются форматированием текста. Разумеется, возможности форматирования текста не ограничиваются только панелью инструментов. Гораздо больше средств и возможностей для форматирования текста можно найти в меню «Формат».

Перед вводом текста нужно установить параметры страницы: размер и ориентацию листа поля. Для этого необходимо выбрать команду «Файл» - «Параметры страницы». Далее можно преступить к вводу текста. Если документ после форматирования выполнен правильно, необходимо приступить к его распечатыванию. Для этого можно воспользоваться кнопкой «Печать» на «Стандартной панели инструментов» или командой «Печать» в меню «Файл». Созданный документ необходимо записать на диск или дискету, присвоив ему при этом имя. Выбрав команду «Файл»-«Сохранить, как…» необходимо открыть папку, в которой будет помещен файл, ввести имя файла и сохранить документ. При этом необходимо убедиться, что в поле «Тип файла» выбран «Документ Word». Далее необходимо нажать кнопку «Сохранить» и текстовой документ готов. При выполнении работы в компьютерном классе рекомендуется использовать справочно-правовые системы «Консультант Плюс», «ГАРАНТ» и другие.

Завершенная, аудиторная работа подписывается студентом на последнем листе после текста. На ней также ставится дата написания работы. Затем работа передается преподавателю - лектору потока на рецензию. При положительном отзыве преподаватель подписывает работу на титульном листе, а в тексте может указать отдельные недостатки. Аудиторная работа считается допущенной к собеседованию.

Готовясь к защите аудиторной работы, студент должен хорошо изучить тему, по которой он готовил свою работу, а также подготовить ответы на замечания преподавателя - рецензента. По окончании собеседования по аудиторной работе студенту выставляется зачет. Для студентов не прошедших собеседование по работе может быть назначено собеседование повторно в другие сроки. Аудиторные работы, прошедшие собеседование сдаются на кафедру для хранения.

Рецензирование рефератов.

Проверяя, аудиторную работу, преподаватель уточняет правильность применения нормативного материала и верность решения и выводов студента. При обнаружении в работе недостатков или неправильных выводов, преподаватель в тексте работы делает указания на недостатки и требует от студентов доработки и устранения выявленных недостатков. В случае если работа выполнена правильно, преподаватель делает отметку на титульном листе о том, что работа допущена к собеседованию. В процессе собеседования по аудиторной работе рекомендуется постановка конкретных вопросов студенту по теме задания, сформулированные исходя из неточностей или недостаточной правовой обоснованности ответов, можно предлагать уточнить ссылки на правовые нормы и конкретизировать принятое студентом решение по спору. Как правило, преподаватель в процессе собеседования задает студенту от трех до пяти вопросов по теме аудиторного задания, но может требовать уточнения.

На работу может составляться рецензия.

Рецензия составляется в произвольной форме с освещением следующих основных вопросов:

Соответствие названия темы работы названию, согласованному и утвержденному руководством.

Соответствие задания и содержания работы основной цели – проверке знаний и степени подготовленности студента по изученному курсу (специальности).

Наличие и качество исследовательских документов, результатов обработки первичных данных в виде таблиц, схем, графиков.

Грамотность изложения материала.

Наличие и качество проработанных исполнителем научных источников, положенных в основу теоретико-методической базы работы.

Умение исполнителя раскрыть правовую специфику выбранной темы исследования, ее научную актуальность.

Умение исполнителя соотнести выбранную им тему исследования с объектно-предметной областью семейного права.

Полнота раскрытия в теоретико-методологическом и описательно-аналитическом разделах работы цели, задач и гипотез исследования, их подтвержденность результатами исследования (правового анализа).

Наличие положений работы, раскрывающих правоприменительную практику в изучаемой сфере.

Возможности и место практического использования работы или ее частей.

Оценка работы.

Другие вопросы по усмотрению рецензента.

Формами текущего контроля могут быть письменные работы, самостоятельное решение задач, целесообразно также использовать тестовые задания.

Методы организации обучения Формы организации обучения
Лекции Лабораторные работы Практические занятия/ семинары Тренинги/ мастер-классы, Самостоятельная работа Контрольные
IT-методы V          
Работа в команде     V      
Деловая игра     V      
Другие методы       V V  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: