Страхование ответственности предприятий источников повышенной опасности

Страхование ответственности предприятий, эксплуатирующих источники повышенной опасности (ИПО), относится к одному из видов экологического страхования. Специфика гражданской ответственности владельцев ИПО, т.е. граждан и юридических лиц, чья деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов, осуществление строительной деятельности и т.д.)100, заключается в том, что владелец ИПО всегда несет ответственность за причиненный таким источником вред, кроме случаев, если он докажет, что вред причинен в результате умысла потерпевшего либо действия обстоятельств непреодолимой для причинителя вреда силы (когда он не мог ни предвидеть, ни предотвратить действие таких обстоятельств), в то время как лицо, не являющееся владельцем ИПО, в большинстве случаев не несет гражданской ответственности, если докажет, что вред причинен не по его вине101.
В России страхование ответственности предприятий, эксплуатирующих ИПО, является обязательным видом страхования в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и выступает необходимым условием для получения предприятием лицензии Госгортехнад- зора на осуществление своей деятельности. Настоящее страхование осу-ществляется на основании Правил страхования (стандартных) граж-данской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные про-
Гражданский кодекс РФ. Ст. 947, п. 3.
Там же. Ст. 1079.Эти общие правила имеют исключения: ст. 401 ГК РФ устанавливает повышенную ответственность лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности.
изводственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте, утвержденных Минфином РФ и согласованных Госгортехнадзором РФ.
Объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностью в порядке, установленном гражданским законодательством, возместить ущерб, нанесенный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц или окружающей природной среде в результате аварии, произошедшей на эксплуатируемом страхователем опасном производственном объекте (ОПО).
Перечень опасных производственных объектов, которые эксплуатирует предприятие, определяется по результатам экспертизы про-мышленной безопасности в соответствии с требованиями названного За-кона. К ОПО, в отношении которых должно осуществляться страхование, в
102соответствии со статьей 15 указанного Федерального закона относятся:
Объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
воспламеняющие вещества - газы;
окисляющиеся вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ;
горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;токсичные (высокотоксичные) вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели.
Объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
Объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.
Объекты, на которых получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов.
Шахты, карьеры, рудники, разрезы, рассолопромыслы, солепромыслы, прииски, горные выработки, объекты горного строительства, горно-обогатительные объекты.
Страховым случаем является авария, произошедшая на эксплуатируемом страхователем и указанном в договоре страхования ОПО, и подтвержденная решением суда.
102 Основные условия страхования гражданской ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, установленные Законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», приводятся в сокращенном варианте.
Таблица 6.1 № п/п Наименование опасного производства, вида опасного объекта Страх. сумма (МРОТ) Страх. тариф (в % к страх. сумме) 1 Объекты добычи угля 1000 0,4 2 Объекты горнодобывающих производств и горные работы 1000 0,3 3 Объекты добычи нефти 1000 0,5 4 Объекты добычи газа 1000 0,5 5 Объекты геологоразведочных работ 1000 0,3 6 Магистральные трубопроводы см. прим. см. прим. 7 Химические и нефтеперерабатывающие производства см. прим. см. прим. 8 Хранение и переработка зерна см. прим. см. прим. 9 Объекты металлургических производств 1000 0,5 10 - Подъемные сооружения, в том числе:мостовые краныбашенные краны.

42.Страхование ответственности перевозчиков.

Страхование ответственности перевозчиков проводится на основании требований международных соглашений, регулирующих условия перевозок в соответствии с видом используемого транспортного средства. При перевозке грузов существуют единые международные принципы, определяющие границы ответственности перевозчиков:перевозчик несет ответственность за доверенный груз в "разумных пределах";перевозчик при определенных условиях освобождается от ответственности (форс-мажорные обстоятельства);нет причин для освобождения перевозчика от ответственности, есть только финансовые ограничения.

Страхование ответственности перевозчиков включает в себя ряд видов страхования, которые могут быть подразделены по типам транспортных средств, на которые распространяется страхование, и по категории лиц, при нанесении ущерба которым наступает ответственность страховщика.

Таким образом, прежде всего можно выделить страхование ответственности перевозчиков водного транспорта (обычно оно называется страхованием ответственности судовладельцев), страхование ответственности воздушных перевозчиков (в первую очередь авиационных), страхование ответственности автомобильных перевозчиков и страхование ответственности железнодорожных перевозчиков.

В то же время каждый из вышеуказанных перевозчиков может нанести ущерб разным группам лиц, а потому договоры страхования заключают на случаи: нанесения вреда жизни и здоровью пассажиров; причинения ущерба багажу пассажиров;утраты, повреждения или неправильной засылки груза, переданного для перевозки;нанесения убытков третьим лицам, находящимся вне транспортного средства и не имеющим договорных отношений с перевозчиком.

Наконец, условия договоров страхования могут различаться между собой в зависимости от того, в отношении каких перевозок действует страховая защита — внутренних или международных.

В частности, страховыми случаями по договору могут выступать:

1. Телесное повреждение, заболевание или смерть пассажиров, находящихся на застрахованном средстве транспорта в связи с несчастными случаями, авариями и другими событиями, связанными с эксплуатацией данного средства транспорта.

2. Утрата или повреждение багажа пассажиров вследствие событий, за последствия которых несет ответственность страховщик в соответствии с законодательством.

3. Утрата, недостача или повреждение груза, предназначенного к перевозке, перевозимого или перевезенного на застрахованном средстве транспорта, по причинам, за которые страхователь несет гражданско-правовую ответственность.

4. Просрочка в доставке груза или прибытии пассажиров по причинам, за которые страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством.

5. Выдача груза страхователем в несоответствии с указаниями о задержке выдачи или без получения взамен соответствующего документа, свидетельствующего о наличии права собственности на груз.

6. Неправильная засылка груза страхователем.

7. Смерть или причинение вреда здоровью физических лиц, находящихся вне транспортного средства, либо утрата или повреждение их имущества в связи с эксплуатацией застрахованного средства транспорта.

Условия страхования обычно предусматривают освобождение страховщика от обязанности произвести страховую выплату, если причиненные третьим лицам убытки были вызваны:

§ умышленными действиями страхователя и его представителей, нарушения кем-либо из них правил и требований эксплуатации средства транспорта, противопожарной защиты, хранения горючих или взрывчатых веществ и материалов;

§ известной страхователю или его представителям до выхода в рейс непригодности транспортного средства к эксплуатации либо неготовности обслуживающего персонала к работе из-за низкого уровня квалификации или физического состояния кого-либо из его числа;

§ обстоятельствами, существенно повышающими риск страхового случая, известными страхователю, о которых страховщик не был своевременно поставлен в известность;

§ неустранением страхователем в течение согласованного со страховщиком срока обстоятельств, заметно повышающих степень риска, на необходимость устранения которых в соответствии с общепринятыми нормами указывал страхователю страховщик;

§ использованием средств транспорта для обучения, участия в соревнованиях, проверки технических характеристик и иных действий, не связанных с деятельностью страхователя в качестве перевозчика;

§ эксплуатацией застрахованных средств транспорта в условиях, не предусмотренных их назначением;

§ использованием застрахованных средств транспорта вне согласованного в договоре страхования района, если это не вызвано форс-мажорными обстоятельствами;

§ перевозкой большего числа пассажиров и большего веса груза, чем это предусмотрено нормами технической эксплуатации;

§ эксплуатацией транспортных средств после принятия судом решения о приостановлении деятельности;

§ участием застрахованных средств транспорта в контрабандных или иных незаконных операциях;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: