Глава 4. Богатство это подотчетность

Богатство это подотчетность

Иногда кажется, что люди (в том числе и в христианских кругах) не любят быть кому-то подотчетными. Мы склонны к тому, чтобы тра_тить деньги, время и способности, не уделяя внимания подотчетности и не считаясь со здра_вым смыслом. Позвольте объяснить, что я имею в виду. Многие христианские организации, за_тратив массу средств, усилий и получив мини_мальный результат (это касается роста, благовествования или обучения), повторяют попу_лярный афоризм: "Мы не должны падать духом или разочаровываться, поскольку даже если это затронуло жизнь всего лишь одного единствен_ного человека, оно того стоило". Я уверен, что все христиане, в какую бы деноминацию они не входили, слышали что-то похожее. После по_добного комментария большинство людей, как правило, замолкают, чувствуя, что любое слово возражения будет недуховным!

Нам нужно быть осторожными, чтобы не убаюкать себя минимальными успехами, когда на самом деле реальных плодов нет. Поддавать_ся таким ощущениям опасно.

Что бы вы чувствовали, если бы ваши дети применили подобный принцип к своим заняти_ям в школе? А что бы вы ответили своей люби_мой футбольной команде, которая, не забив ни одного гола в финальном матче, измеряла бы свою игру по такому же сомнительному крите_рию, успокаивая вас при встрече: "Да не рас_страивайтесь вы, что мы не забили ни единого гола. Пожалуйста, поймите, как хорошо уже то, что мы сегодня были на стадионе и бегали по полю. Иначе игра вообще могла бы не состоять_ся". Абсурд? Конечно, да!

Но как же часто мы небрежно подготавлива_емся, неумело действуем и неразумно продол_жаем работу или служение для Христа, а затем все бросаем, даже если ничего не достигнуто, вместо того чтобы оценить эффективность проделанной работы согласно нашим усилиям и духовному росту.

Иногда пасторы приглашают меня прокон_сультировать христиан, которые начали свой бизнес, но потерпели неудачу. Многие из этих добрых людей стартовали, не имея ничего, кроме мечты; и под эту мечту они закладывали дома и влезали в огромные долги. В большин_стве случаев, как выяснилось, у этих энтузиас_тов было огромное желание служить Богу свои_ми деньгами, но у них не хватало знаний для управления финансами и не было ни малейше_го понятия о коммерческих законах. Некото_рые из них ничего не знали о принципах биз_неса вообще; им даже в голову не приходило приобрести специальность, настолько необхо_димую в их работе. Многие не имели понятия о рынке, не составляли бюджет, не изучали пути развития основанного ими предприятия, не следили за товарооборотом и движением де_нежной наличности, не доводили до конца ис_следование вопроса о накладных расходах и не рассчитывали графиков самоокупаемости. У них было только искреннее, честолюбивое же_лание преуспеть. В итоге, когда хуже уже и быть не могло, они, должно быть, удивлялись: неуже_ли Бог забыл о них! Конечно, нет!

Они не поняли и даже не обратили внимания на то, что богатство - это подотчетность. Не только христиане, но и неверующие люди не расположены к тому, чтобы их дела оценива_лись по какими-то критериям, даже если это принесет им стабильный успех. Часто я слышу такие комментарии: "Я прогорел, потому что был слишком честным", или "Вы не можете пре_успеть, работая честно".

Под этим, конечно же, подразумевается, что все успешные люди нечестны. Я уверен, что не многие поддержат такую крайнюю точку зре_ния. Думаю, что проблема неудачливых христиан-бизнесменов состоит в том, что, посвятив себя бизнесу с целью финансирования Божьих проектов, они уже ни перед кем не желают отчитываться. Они не хотят, чтобы их кто-то контролировал.

Сегодня многие христиане хотят мирно про_цветать в своем бизнес-мирке - без конкурен_ции, давления и подотчетности! Я вынужден не согласиться с такой позицией, и библейская притча о талантах (см.: Матфея 25) также противоречит подобному подходу. Фактически почти все сферы человеческой жизни требуют противоположного отношения. В системе за_писи музыки мы используем ноту "до" первой октавы как точку отсчета даже для великих сим_фоний. Время по Гринвичу используется для всех временных зон мира, чтобы была согласо_ванность в авиарейсах, в бизнесе и спорте. Ви_тамины и минералы в потребляемой нами пи_ще, а также занятия спортом определяют наше физическое состояние. Почва оценивается по своему плодородию. Живя в Америке, стране изобилия и больших возможностей, мы должны быть готовы смириться с тем, что за нами по_стоянно наблюдают. Как христиане и послуш_ные граждане своей державы мы должны жить в соответствии с национальным благосостоя_нием и предоставленными нам возможностя_ми, в пределах государственной системы при_обретая богатство и принимая кризисные последствия таких приобретений.

Мне кажется, что в наших христианских кру_гах модно принимать как знак чести что-то вроде бремени бедности, вместо того чтобы использовать это, как вызов.

Если мы, христиане, никому не позволяем контролировать свои средства, тогда я скажу прямо, мы становимся преступниками, кото_рым не избежать ответственности. Мы не явля_ем собой пример для наших сограждан и не несем должной ответственности перед теми, кто находится в бедственном положении как в нашей стране, так и за ее пределами.

Вы можете постараться снять с себя ответ_ственность, используя такого рода отговорки: "Я слышал о человеке, который был богат, а его жена и дети ненавидели его. Он жил в постоян_ном страхе и раздражении, у него были практи_чески неразрешимые личные проблемы". Воз_можно, среди нас есть подобные люди, но мой опыт показывает, что богатые лучше справля_ются с такими проблемами, так как могут позво_лить себе использовать более эффективные средства. У бедных людей проблем еще больше, чем у богатых. Причина многих из них в тяже_лом экономическом состоянии, отсутствии хо_рошего образования и в негативном внутрен_нем настрое. Именно поэтому бедные люди чаще других попадают в затруднительное положение.

Общество, нравится нам или нет, избрало благосостояние как критерий человеческого успеха, и мы приняли это, пользуясь деньгами для достижения любой цели. Мы получаем зар_плату за выполненную работу. Занимаясь биз_несом, мы имеем вознаграждение за поставля_емые нами услуги или товары. В этом случае величину оплаты определяет рынок и конку_ренция. Согласно коммунистической точки зрения всем нужно платить одинаково, но это все равно означает, что нужна какая-то шкала измерения, соответствующая потребностям каждого. Даже в коммунистических странах есть люди, труд которых ценится больше, что выражается в денежных суммах или в особых привилегиях.

Благосостояние и деньги - это значительное мерило нашей жизни, так как продавая час сво_его времени за определенное жалование, мы назначаем соответствующую цену своей жизни в этот период, и это отражает наш уровень благосостояния.

Очевидно, что есть вещи, которые нельзя ку_пить за деньги (например, уважение и любовь вашей семьи), но в этой книге я обращаюсь к тем, кто посвятил свою жизнь Христу и призна_ет библейские принципы высшим авторитетом.

Что вы подумаете о человеке, который гово_рит своим близким, что любит их и при этом не хочет работать, чтобы их обеспечить? Однажды мне рассказали о мужчине, которому трудно было существовать на пособие по безработице (при этом он уверял, что хочет лучше обеспечи_вать свою семью). Из сочувствия и желания узнать об этом человеке побольше, я решил схо_дить к нему домой и посмотреть, чем ему можно помочь.

Мужчина, которого я увидел, был лет сорока, большой, сильный и отчаянно ожидающий, что кто-то ему поможет. Он объяснял мне, что крайне ограничен пособием по безработице, говорил о безнадежном ожидании и невозмож_ности что-либо изменить. Пока мы беседовали, я выглянул в окно и увидел очень большой зад_ний двор, поросший сорняками высотою до колен. Я спросил, не хочет ли он работать са_довником с частичной занятостью и получать доход, с которого ему не нужно будет платить налоги, но он сделал вид, что не понял меня. Я предложил обеспечить его инструментами, се_менами и оборудованием для того, чтобы он ухаживал за своим собственным огородом. Это была реальная возможность удовлетворять по_требности своей семьи в овощах. Впоследствии он смог бы выращивать еще какие-нибудь куль_туры на корм цыплятам и обменивать их на яйца у человека, живущего на той же улице.

Он вдруг погрустнел и сказал, что не хочет этим заниматься. Тогда я спросил его: "Чем бы вы стали заниматься, если бы не было никаких препятствий?" Он упомянул отрасль промыш_ленности, в которой совсем не отличался зна_ниями, на что я ответил: "У меня хорошие но_вости для вас. В нашем городе есть одна из самых лучших библиотек в мире. Почему бы вам не проводить там по несколько часов в день, изучая ту область, в которой вы бы хотели рабо_тать, а затем предложить ваши услуги потенци_альному работодателю бесплатно на две неде_ли, чтобы он мог оценить, чего вы стоите". Но было такое ощущение, что я говорил с глухим. Жизнь без оценки и без подотчетности - это все, чего хотел тот человек.

Если вы живете в обществе и хотите быть "солью", то есть придавать обществу вкус хрис_тианского мировоззрения, вам нужна какая-то платформа, с которой вы будете говорить, что_бы быть услышанными людьми. Но какая плат_форма может быть лучше, чем жизнь в семье и в церкви, подтвержденная вашей собственной способностью получать вознаграждение по экономической шкале в соответствии с вашими достижениями? Богатство, приобретенное че_ловеком в процветающей стране, говорит миру: "Я принимаю то, что Бог дал мне уникальные возможности, говоря о географическом поло_жении, и я использовал эту возможность с мудростью и благодарностью как акт послуша_ния Богу".

Благосостояние должно быть материальной оценкой христианского служения, если мы живем в стране великих возможностей. При этом мы должны быть подотчетны в том, что приобретаем, как развиваемся и как распоряжа_емся своим имуществом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: