1. Социально-экономическая сущность финансов, их признаки и функции.
Финансы представляют собой экономические (денежные) отношения, имеющие регламентированный характер и связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих и удовлетворения социальных потребностей государства.
Социально-экономическая сущность финансовых отношений состоит в исследовании вопроса – за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.
Признаки финансов:
· принцип единства основан на единстве законодательной и
нормативно-правовой базы, денежной, кредитной и налоговой системы, форм
финансовой документации и отчетности, и т.д.;
· принцип сбалансированности означает, что стоимостная
оценка имущества хозяйствующих субъектов имеет конкретный источник формирования
|
|
за счет поступлений и доходов;
· принцип целевой направленности предполагает направление
ФДС по заранее установленным конкретным целям;
· принцип диверсификации проявляется двояко:
1) в инвестировании денег из различных источников в разные объекты и
имущество;
2) создание многопрофильных предприятий, занимающихся различными
направлениями предпринимательской и некоммерческой деятельности;
· принцип стратегической ориентированности означает, что
для достижения конкретных целей следует выработать четкую стратегию мобилизации
финансовых ресурсов, обеспечить оптимальное и эффективное финансирование
производства.
Функции финансов:
1. формирование денежных фондов (доходов).
Осуществляется посредством проведения государственной налоговой политики. Формируются разнообразные денежные фонды — централизованный (государственный бюджет), децентрализованные (на региональном и местном уровнях), целевые фонды и т.д.
2. использование денежных фондов (доходов).
Собранные средства в порядке проведения политики государственных расходов перераспределяются на материальное содержание государственного аппарата с тем, чтобы последний мог эффективно выполнять возложенные на него государственные функции, на создание и поддержание в обществе рациональной и эффективной структуры общественного производства, проведение экономической, социальной, военной политики и т.д.
3. контрольная.
Реализуется одновременно либо с первой, либо со второй функциями финансов. Конкретное проявление содержания контрольной функции осуществляется в ходе деятельности финансовых органов, реализующих на практике финансовую политику государства (Минфин, ФНС, ФК, Счетная палата и т.д.).