Центральным звеном финансовой системы страны является государственный бюджет.
Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств, которым располагает исполнительный орган власти для выполнения необходимых управленческих и социально-экономических функций. Через государственный бюджет в развитых странах перераспределяется до 40% ВВП.
Бюджет строится по принципу двусторонней таблицы, в левой части которой отражаются доходы, а в правой – расходы.
Доходы бюджета делятся на налоговые (налог на прибыль предприятий, на доход от собственности, подоходный налог с физических лиц, налог на товары и услуги, платежи за пользование ресурсами, государственные пошлины, сборы, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды) и неналоговые (доходы от использования и продажи государственного имущества, в т.ч. прибыль Центрального банка, от внешнеэкономической деятельности, доходы дорожного, экологического и других фондов).
Расходы бюджета используются на государственное управление и местное самоуправление, национальную оборону, поддержку отдельных отраслей производства, социально-культурные нужды, охрану окружающей среды, обслуживание государственного долга и другие цели. Бюджет России строится по принципу фискального федерализма, суть которого сводится к четкому разграничению средств между отдельными звеньями финансовой системы.
При таком подходе единый объединенный (консолидированный) бюджет государства включает в себя:
1) федеральный бюджет (бюджет правительства страны);
2) бюджеты субъектов федерации (республик, краев, областей);
3) местные бюджеты (городов, районов, поселений).
Бюджет правительства финансирует все расходы, касающиеся нации в целом: оборона, общегосударственное управление, фундаментальная наука, внешние экономические связи, частично социально-экономические нужды, обслуживание государственного долга.
Бюджеты субъектов федерации финансируют систему жизнеобеспечения и развития своей территории.
Местные бюджеты финансируют содержание детских дошкольных и школьных учреждений, содержание городской инфраструктуры, учреждений здравоохранения, частично коммунальных предприятий. Для обеспечения всех этих расходов доходная часть местных бюджетов формируется из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.
В зависимости от соотношения доходов и расходов бюджет может быть сбалансированным, дефицитным и профицитным.
Бюджетный кодекс РФ является основным НПА, устанавливающим общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ.
БК РФ имеет след.структуру:
1. общие положения (бюджетное законодательство, бюджетные полномочия ОГВ и органов МС)
2. БС РФ (бюджетное устройство, доходы, расходы, сбалансированность бюджетов)
3. БП РФ (участники БП, составление, рассмотрение, исполнение проекта бюджета и контроль за его исполнением)
4-ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ
Бюджет – НПА (закон о бюджете или решение муниципального органа):
- балансовая таблица
- фонд финансовых ресурсов, осуществляющий приток, хранение и отток фин-х ресурсов.
Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.
Бюджетный процесс - деятельность органов власти и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Бюджетная система РФ основана на принципах:
· единства бюджетной системы РФ (единство законодательства РФ, форм бюджетной документации и отчетности, уст-е единого порядка формирования доходов и расходов бюджетов различных уровней);
· разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ (закрепление за бюджетами различных уровней опр.доходов и расходов, определение полномочий органов власти);
· самостоятельности бюджетов (обязанность органов власти сам-но обеспечивать сбалансированность бюджетов, эфф-ть исполнения бюджетных средств, сам-но осущ-ть бюджетный процесс);
· равенства бюджетных прав субъектов РФ, МО (отсутствие регулирования доходов местных бюджетов органами власти СРФ);
· полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
· сбалансированности бюджета (объем доходов бюджетов должен соот-ть их расходам и наоборот);
· эффективности и экономности использования бюджетных средств;
· гласности (обязательное публикование утв-х бюджетов и отчетов об их исполнении);
· достоверности бюджета (обоснованность показателей соц-эк развития и реалистичность расчета доходов и расходов);
· адресности и целевого характера бюджетных средств.