Наиболее простым, изученным и информативным показателем динамики объёма и интенсивности физической нагрузки считается реакция сердечно-сосудистой системы, которая на практике осуществляется измерением динамики частоты сердечных сокращений (ЧСС).
ЧСС можно подсчитывать, накладывая пальцы на запястье руки или сонные артерии. Подсчёт ведётся в течении 10 сек. Под наблюдение берётся “средний” ученик. Обязательным является определение ЧСС до начала урока и после его окончания. Если урок имеет непрерывную физическую нагрузку, например, спортивные игры, то замеры ЧСС можно проводить через стандартные промежутки времени, например, через каждые 5 минут. Если урок характерен прерывающимися физическими упражнениями, например, упражнения на гимнастических снарядах, то замеры ЧСС следует проводить перед началом и по окончании выполнения упражнений.
Для составления кривой пульсометрии урока необходимо вести протокол.
Содержание деятельности ученика | Текущее время урока подсчёта ЧСС | ЧСС за 10 секунд |
При построении кривой пульсометрии урока собранные данные отмечаются точками в системе «координат», где по горизонтали отмечается текущее время урока, а по вертикали – показатели ЧСС.
|
|
Выводы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Метод хронометрии.
Хронометрирование – это определение времени, затраченного на выполнение каких-либо действий.
В уроке физической культуры хронометрирование проводится для определения его качественной двигательной активности, плотности.
Определяют общую и двигательную (моторную) плотность урока.
Общая плотность урока – это отношение времени, использованного педагогически целесообразно, к общей продолжительности урока.
Двигательная (моторная) плотность урока – это отношение времени, затраченного учеником на выполнение упражнений, к общей продолжительности урока.
|
|
Хронометрирование осуществляется путём наблюдения за деятельностью какого-либо ученика на уроке физической культуры. Время деятельности занимающегося определяется по скользящей стрелке секундомера. Записи фиксируются в заранее изговленный протокол.
Часть урока | Виды деятельности | Время окончания действий | Время выполнения упражнений | Слушание и наблюдение | Вспомогательные действия | Время отдыха | Простой |
S= | S= | S= | S= | S= | S= |
При обработке протокола, все показатели суммируются по каждой графе.
Двигательная (моторная) плотность урока определяется по формуле:
Сумма времени выполнения упражнений
моторная = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ × 100% =