Тема 4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

1. Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с дру­гом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

2. Условия возникновения рын ка:

общественное разделение труда;

экономическая обособленность производителей;

самостоятельность производителя.

3. Основные признаки рынка:

нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого произ­водить;

нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколь­ко покупать;

нерегулируемая цена – цены определя­ются на рынке, зависят от спроса и предложения.

4. Главные функции рынка

посредниче­ская – соединение производителей товаров и их по­требителей;

ценообразо­вания – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;

информаци­оная – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении по­требительского спроса на конкретные товары;

регулирую­щая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;

санирующая (оздорови­тельная) – предотвращение неэффектив­ной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.

5. Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования

Положительные черты Отрицательные черты
Способствует эффектив­ному распределению ре­сурсов, формируя таким образом струк­туру производства Стимулирует научно-тех­нический прогресс Способствует ре­сурсосбережению в обще­стве Создает ма­териальную заинтересо­ванность производить то, в чем есть потребность Стихийно координирует действия людей в процес­се экономической дея­тельности, опираясь на принципы саморегуля­ции и сопоставляя эконо­мические интересы Не гарантирует решение социально-экономиче­ских проблем (безработи­ца, инфляция, защита окру­жающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки) Распределяет продукты по ре­зультатам конкуренции, что приводит к социальному нера­венству Порождает тенденцию к моно­полизации производства Не решает проблему внешних издержек (не отраженных в це­нах рынка), которые ложатся на плечи общества Не может решить все проблемы связанные с неравномерностью распределе­ния природных, инвестицион­ных и человеческих ресурсов Способствует циклическому развитию с периодическими спадами и кризисами

6. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков.

-С точки зрения действующего за­конодательства: легальный (законный) и нелегальный (теневой);

-По товарам и услугам:

потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг;

средств производства;

рабочей силы;

инвестиций, т.е. долгосрочных вложений;

иностранных валют;

ценных бумаг (фондовые биржи);

научно-технических разработок и инноваций;

информации.

-По пространственному признаку: мировой, региональный, национальный, местный

-По типу конку­ренции:

чистой (свободной) конкурен­ции

несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополисти­ческой конкуренции; олигополии

7. Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства

конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;

наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);

функционирование инфра­структуры рынка (обеспечение движения товар­ных, денежных, трудовых и информационных потоков).

8. Монополия (от греч. monos – один, единственный и polo – продаю) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или государству.

- Естественные монополии: право на владение целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги), либо на не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые)
- Объединение нескольких предприятий, создаваемых для получения сверхприбыли

Формы монополий и их основные признаки

Формы монополий Признаки
Картель Соглашение о ценах, распределении рынков, производственных и сбытовых квотах
Синдикат Объединение, в котором участники сохраняют производственную, но теряют торговую самостоятельность
Трест Полное объединение предприятий с потерей и торговой, и производственной самостоятельности
Концерн Объединение предприятий разных отраслей, торговых фирм, банков на основе общей финансовой зависимости
Консорциум Объединение монополий
Конгломерат Гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления

9. Конкуренция (позднелат. – concurentia, от concurrere – сталкиваться) – состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов.

Можно выделить типы конкуренций, основанные на частной собственности:

- простых товаропроизводителей

- единичных капиталов

- монополий

- национальных капиталов

- интернациональных капиталов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: