Свобода как необходимое условие существования человека

Понимание природы свободы: светские и религиозные варианты

Соотношение внешней и внутренней свободы

Свобода и человеческая субъективность

Свобода и ответственность

При рассмотрении первого вопроса необходимо раскрыть особенности трактовок сущности свободы и ее основных параметров в светских и религиозных учениях. В реальном опыте обнаруживаются негативный («свобода от чего-то») и позитивный («свобода для чего-то») аспекты свободы. Определение свободы подразумевает характеристику действия со знанием объективных обстоятельств не по принуждению и в условиях выбора альтернативных возможностей. В этической мысли основной акцент делается на социально-нравственном измерении свободы, а в религиозной - на сакрально-духовном.

Второй вопрос требует раскрытия диалектики внешней и внутренней свободы в ее различных проявлениях: внутренняя свобода при внешней несвободе, внешняя свобода и внутренняя несвобода, сбалансированное сочетание внешней и внутренней свободы. Если в светской традиции существуют варианты подходов к разрешению противоречия объективного и субъективного в свободе, то в религиозной традиции безоговорочно утверждается приоритет внутренней свободы, которая связана с творческой задачей, поставленной Богом перед человеком.

При изложении третьего вопроса следует рассмотреть соотношение феноменов человеческой субъективности и свободы. Существует радикальное расхождение историко-этических позиций в оценке роли страстей, воли, разума как условий реализации истинной свободы. В религии фундаментальным основанием и условием подлинной свободы выступает религиозная вера. В соответствии с такой установкой в религиозных концепциях разрабатываются пути раскрепощения и освобождения человека из-под власти страстей. В целом нужно указать, что действительная свобода формируется и реализуется на основе синтеза рациональных и иррациональных компонентов человеческой природы.

Освещение четвертого вопроса предполагает выделение и анализ ограничителей свободы: простейшие нравственные нормы, имеющие конкретно-исторический характер заповеди, особые формы этики (профессиональной, хозяйственной и т. д.). Социокультурные табу несут не только отрицательно-запретительный, но и положительный смысл, который проявляется во внутреннем принятии ценностей и идеалов. Важно акцентировать внимание на взаимосвязи свободы и нравственного долга (М. Бахтин, Ж. П. Сартр, К. Ясперс), причинах отказа людей от свободы (Э. Фромм), критике свободы произвола в русской моральной философии (Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой), религиозной аргументации общечеловеческой и личностной ответственности (индуизм, конфуцианство, христианство).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: