Органы местного самоуправления, порядок формирования и компетенция

Местное самоуправление в его современном понимании стало формироваться на рубеже XVIII-XIX вв. К этому времени в основных ев- ропейских странах сформировалась концепция ограничения вмешательства центральных органов власти в повседневную жизнь общины, недопустимости управления общинным имуществом и общинным хозяйством государственными чиновниками и необходимости передачи основных полномочий по управлению общиной местным органам.

Таким образом, местное самоуправление - это не искусственно создаваемая система управления и форма взаимоотношений. Это естественная потребность любого сообщества объединиться для решения задач по созданию безопасных, комфортных условий проживания. Это форма управления, которая берет свое начало от первобытнообщинного строя, когда община объединяла усилия людей для решения вопросов добычи пищи, защиты жизни, расширения жизненного пространства и т. д.

Местное самоуправление предполагает наличие конкретного объекта управления - территории муниципального образования и субъекта управления - сообщества, проживающего на этой территории. Сообщество избирает органы управления и делегирует им конкретные полномочия, определяет стратегические цели и контролирует действия органов управления по решению конкретных задач по достижению этих целей. Это уровень публичной власти, наиболее приближенный к населению, избираемый населением и обладающий значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. В этом состоит его принципиальное отличие от государственного управления.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 - ФЗ трактует местное самоуправление в Российской Федерации следующим образом: это “...форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций”.

Из этого следует, что если в федеральном законе 1995 г. акцент был сделан на местное самоуправление как на деятельность населения, то в законе 2003 г. - как на форму осуществления народом своей власти.

С принятием в 2003 году нового закона о местном самоуправлении четко разделяется сфера полномочий. Государство определяет перечень полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления. В первую очередь эти полномочия связаны с повышением качества жизни местного сообщества и обустройством территории проживания. Местное самоуправление получает пер-вичную (минимальную) экономическую и финансовую базу. Можно констатировать, что с введением в действие Федерального закона от 06.10.2003 г: № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” начинается новый этап в истории становления местного самоуправления - этап с переходным периодом становления местного самоуправления, масштабным и сложным процессом изменения психологии людей и руководителей разных уровней, выстраивания новых отношений между муниципальными образованиями и вышестоящими органами власти. Поэтому главной задачей как государства в целом, так и местного самоуправления является обеспечение достойного уровня жизни граждан, повышение их благосостояния.

Реальной властью на территории с законодательно закрепленными рычагами воздействия на физических и юридических лиц, проживающих и расположенных на территории муниципального образования, становится глава муниципального образования и избранные депутаты муниципального собрания.

На них возлагаются не просто обязанности, но и высочайшая ответственность перед избравшим их населением за организацию и обеспечение жизнедеятельности конкретного территориального образования.

Эффективно и качественно управлять процессом создания необходимых условий в решении этих задач можно лишь четко представляя суть и содержание этого процесса, формы и способы его организации на основе существующего законодательства о местном самоуправлении. Надеемся, что в определенной степени данное методическое пособие-справочник сможет оказать помощь практическим работникам, должностным лицам местного самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: