Студент должен:
иметь представление:
– о концепции локальных цивилизаций;
– о теории круговорота локальных цивилизаций А. Тойнби;
– о концепции евразийства;
знать:
– различные толкования понятия «культура»;
– суть цивилизационного и формационного подходов к истории общества;
уметь:
– сопоставить сильные и слабые стороны цивилизационного и формационного подходов к обществу.
Происхождение и различные толкования понятия «культура». Соотношение категорий «культура» и «цивилизация». Сопоставление цивилизационного и формационного подходов к истории общества. Концепции глобальной, общечеловеческой цивилизации и локальных цивилизаций. Различные типологии мировых цивилизаций. Теория круговорота локальных цивилизаций А. Тойнби. Культурно-исторические типы. Понятие цивилизационного цикла. Научные подходы к определению современной цивилизации. Спор об особенностях российской цивилизации. Концепция евразийства.
Тема 1.9. Типология общества
Студент должен:
иметь представление:
– о простом и сложном типах общества;
– о письменных и дописьменных обществах;
– о закрытом и открытом типах общества;
знать:
– марксистскую формационную типологию общества;
– типологию общества Д. Белла по технико-технологическому критерию;
уметь:
– проанализировать современное общество с позиций различных типологий.
Простые и сложные общества. Дописьменные и письменные общества. Понятие об-щественно-экономической формации. Марксистско-ленинская концепция последовательности смены формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (с социалистической стадией перехода от капитализма к коммунизму). Типология общества Д. Белла по технико-технологическому критерию: стадия первобытных охотников и собирателей, традиционная (доиндустриальная) стадия, индустриальная стадия, постиндустриальная (информационная) стадия. Характеристики каждой из стадий развития, их сочетание в современном обществе. Закрытое и открытое общество.
Раздел 2. ЧЕЛОВЕК