Перечислите социально-психологические особенности включения ребенка в мир культуры

Стадия детства начинается с рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового возраста. Она представляет собой процесс воспитания и обучения детей. В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, овладевают ее азбукой, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Процессы инкультурации реализуются у них в это время в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственном опыте. По мнению известного американского культурного антрополога Мелвилла Херскови-ца, ребенок, хотя и не является пассивным элементом инкультурации, но выступает здесь скорее как инструмент, нежели как игрок. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрения, ограничивают его возможность выбора или оценки. Кроме того, дети не способны к сознательной оценке норм и правил поведения, они усваивают их некритично. Дети должны выполнять правила того мира, в котором они живут. Это приводит к тому, что они видят мир в черно-белом цвете и не способны на компромиссы.

Для этого периода в любой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит в форме игры, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и посредством которой возможно приобщение ребенка к миру культуры. Большое влияние на формирование культуры ребенка оказывает семья и то окружение в котором находится ребенок (детский сад, друзья).

Путем идентификации дети усваивают родительское поведение, установки и ценности как свои собственные, воспринимая особенности личности родителей и других, тесно связанных с ними людей.

В этот период значимое место принадлежит освоению трудовых навыков и формированию ценностного отношения к труду, а также научению учиться. Параллельно осваиваются и другие ценности, формирующие отношение человека к миру, закладываются основные модели поведения, словом, выстраивается «культурный айсберг». Ребенок на основе своего раннего детского опыта приобретает социально обязательные общекультурные знания и навыки, носящие неспецифичный в профессиональном отношении характер. В этот период ведущими в жизни ребенка становятся приобретение и практическое освоение таких знаний и навыков, что осуществляется в детских дошкольных и школьных учреждениях, где ребенок проводит значительную часть времени. Можно сказать, что в этот период складываются предпосылки трансформации ребенка во взрослого человека, способного адекватно участвовать в социокультурной жизни.

Первичная стадия инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, поскольку на этой стадии осуществляются воспроизводство уже имеющихся образцов, контроль проникновения в культуру случайных и новых элементов. Но не следует преувеличивать роль инкультурации в сохранении культурной традиции. Ее результатом может стать как практически полное и безусловное усвоение культуры новым поколением с небольшими, едва фиксируемыми отличиями между родителями и детьми, так и нарушение культурной преемственности, когда дети вырастают абсолютно непохожими на своих родителей.

Детям раннего возраста свойственно наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, т.е. ребенок еще не способен самостоятельно делать выбор, он воспроизводит те действия и образы которые его окружают. Таким образом, ребенок автоматически впитывает ту культуру, с которой он взаимодействует. Постепенно с переходом на новый уровень логического мышления, становлением «образа - Я» в старшем дошкольном возрасте и переходом на этап внеситуативно – личностного общения, ребенок начинает самостоятельно делать выборы, выводы и решать какие достижения социокультурной окружающей его ситуации принимать, присваивать себе, как часть себя, в постоянных контактах со взрослыми и сверстниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: