Инфраструктура рынка труда – это совокупность институтов обеспечивающих эффективное и стабильное функционирование данного рынка.
К инфраструктуре рынка труда можно отнести биржу труда, кадровые агентства, службу занятости, государственные программы переподготовки кадров, профсоюзы.
Особое место в системе регулирования рынка труда занимает служба занятости, являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма.
Основными направлениями деятельности службы занятости являются: 1) регистрация безработных; 2) регистрация вакантных мест; 3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу; 4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; 5) тестирование лиц, желающих получить работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; 7) выплата пособий.
Государственное регулирование рынка труда осуществляется по трем направлениям:
1. трудоустройство незанятого населения и оказание помощи в профподготовке (биржи труда);
2. стимулирование образования гибкого рынка труда;
3. социальная защита от безработицы.
Мировой опыт выработал два основных типа воздействия на уровень занятости:
1. активный (стимулирование создания новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях);
2. пассивный (выплата пособий безработным)
Рынок труда представляет собой с социальной стороны систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между выступающими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.
Механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда. Они осуществляются через систему трудоустройства – широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.
Современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.
Государственные меры борьбы с безработицей в России:
1. создание Федеральной государственной службы занятости, основой которой являются региональные центры занятости населения;
2. выдача кредитов под заработную плату на начальных этапах переходного периода в России;
3. досрочный выход на пенсию широко использовался для предотвращения безработицы среди госслужащих в начале переходного периода;
4. расширение программ переподготовки;
5. социальная помощь безработным через пособия по безработице.
Для измерения неравенства в распределении доходов и выработки политики их выравнивания используются такие показатели, как кривая Лоренца, коэффициент Джини и децильный коэффициент.
Кривая Лоренца показывает распределение доходов в стране. Неравенство в распределении доходов характеризуется степенью отклонения кривой Лоренца от биссектрисы 1-го координатного угла.
Коэффициент Джини – это макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны. Чем ближе значение этого коэффициента к единице, тем выше дифференциация доходов, чем ближе его значение к нулю, тем более равномерным является распределение доходов.
Децильный коэффициент – это коэффициент, который измеряет соотношение между высокодоходными и низкодоходными группами населения, т.е. он показывает, во сколько раз доходы одних групп населения превышают доходы других (значение этого коэффициента в разных странах изменяется в пределах от 5 до 15).