| Задачи гражданской обороны здравоохранения | |
| 1. В мирное время и в период подготовки к нападению противника | 2. В период ведения боевых действий |
| 1. Прогнозирование медико-санитарных последствий военных действий и оценка их влияния на организацию медицинского обеспечения населения. 2. Разработка нормативных и методических документов по организации медицинского обеспечения населения, пострадавшего при ведении боевых действий или вследствие этих действий. 3. Планирование проведения мероприятий по медицинскому обеспечению пораженного населения в военное время. 4. Планирование мероприятий, направленных на сохранение и повышение устойчивости функционирования учреждений здравоохранения в военное время. 5. Подготовка органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени. 6. Создание и содержание запасов медицинских, санитарно-хозяйственных и других средств, предназначенных для учреждений и нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны здравоохранения. 7. Разработка новых медицинских средств защиты населения от современных средств поражения. 8. Подготовка специалистов по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время. 9. Подготовка населения по вопросам оказания первой помощи пораженным и больным в военное время. 10. Подготовка санитарных постов и санитарных дружин в организациях. | 1. Проведение мероприятий, направленных на сохранение и повышение устойчивости функционирования учреждений здравоохранения в военное время. 2. Организация работы органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени. 3. Организация снабжения учреждений и нештатный аварийно-спасательных формирований гражданской обороны здравоохранения медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом. 4. Своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам, их лечение в целях возвращения их к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности. 5. Организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 6. Медицинское обеспечение рассредоточиваемого и эвакуируемого населения. 7. Своевременное и полное обеспечение населения медицинскими средствами индивидуальной защиты. |
ГОЗ является общегосударственной структурой, которая создается на базе органов и учреждений здравоохранения РФ. Приказы, директивы и инструкции, а также регламентирующие нормативные документы, издаваемые Министерством здравоохранения и социального развития РФ по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время, являются обязательными для всех организаций и органов исполнительной власти.
Организационно гражданская оборона здравоохранения представляет собой систему органов управления, учреждений и нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для медицинского обеспечения населения, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий.
Медицинское обеспечение включает в себя комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья пострадавшего населения, а также мероприятий по медицинскому снабжению формирований и учреждений ГОЗ и медицинской защите населения от поражающих факторов современных средств поражения.
На гражданскую оборону здравоохранения возлагается большой круг обязанностей, которые необходимо выполнять в различные периоды деятельности. Задачи ГОЗ условно можно разделить на две группы: а) выполняемые в мирное время и в подготовительный период; б) в период ведения боевых действий.
Возглавляет гражданскую оборону здравоохранения в Российской Федерации Первый заместитель Министра здравоохранения и социального развития РФ – начальник гражданской обороны здравоохранения. Непосредственно весь объем работы выполняет Председатель федеральной межведомственной комиссии всероссийской службы медицины катастроф и гражданской обороны здравоохранения.
В других федеральных органах исполнительной власти (МПС, МО, МВД и т.п.) эту работу выполняют руководители здравоохранения этих органов через начальников соответственных ведомственных структур гражданской обороны здравоохранения. Всю координационную работу по гражданской обороне этих ведомств выполняет Федеральная межведомственная комиссия гражданской обороны здравоохранения.
В состав Штаба гражданской обороны федерального уровня включаются:
Начальник штаба — первый заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Заместитель начальника штаба — директор Всероссийского центра медицины катастроф «Защита».
Члены штаба:
- руководители структурных подразделений Минздрава и социального развития России;
- главные медицинские специалисты Минздрава и социального развития России;
- представители Российской академии медицинских наук;
- специалисты ВЦМК «Защита»;
- представители заинтересованных органов исполнительной власти и организаций;
- представитель Российского общества Красного Креста.
Возглавляет работу штаба Федеральная межведомственная комиссия гражданской обороны здравоохранения РФ, которая осуществляет координационное взаимодействие со штабами ГОЗ федеральных ведомств (МО, МВД, МПС, МЧС, а также с войсками ГО: медицинские взводы, медицинские роты, спасательные, противопожарные, инженерные и пр. команды ГО). Штаб Федеральной ГОЗ контролирует работу штабов ГО и ЧС объектов здравоохранения федерального уровня.
На территории субъекта РФ создается Межведомственная комиссия ГОЗ субъекта РФ, возглавляемая руководителем здравоохранения субъекта РФ и председателем комиссии (заместитель руководителя). Комиссия осуществляет свою руководящую работу через штаб ГОЗ субъекта РФ. Состав штаба определяется приказом соответствующего руководителя органа управления здравоохранением.
Рис. 4
| Министр здравоохранения и социального развития РФ |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Первый зам. Министра МЗ и СР РФ |
|
| Руководители здравоохранения других ФОИВ (МПС, МО, МВД) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Председатель федеральной межведомственной комиссии ВСМК и ГОЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Начальники ведомственных структур ГОЗ |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Федеральная межведомственная комиссия ГОЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| По взаимодействию с ГОЗ в войсках ГО (мед. взводы, мед. роты и пр.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Пункт управления |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запасной пункт управления
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Руководители здравоохранения субъектов РФ | Объекты здравоохранения ведомственного подчинения субъекта РФ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Председатели межведомственной комиссии ГОЗ субъекта РФ | Межведомственная комиссия ГОЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| НАСФ ведомственного подчинения (СД, ОПМ, ППЭО) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Штабы ГО и ЧС объектов здравоохранения федерального уровня | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ВЦМК «Защита» | Департамент Госсанэпиднадзора | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Штабы ГО и ЧС объектов здраво-охранения в городах и районах
| Руководители здравоохранения городов и районов | Руководители учреждений здравоохранения на объектах экономики | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Полевой многопрофильный госпиталь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| СЭБр | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| СПЭБр | ТЦМК | ЛПУ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Нештатные аварийно-спа-сательные фор-мирования ГОЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Клиническая база | СЭО | БСМП | Центры Госсанэпиднадзора | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ГЭР | Центр «Резерв» |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| БСМП | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Центр «Резерв» | Нештатные аварийно-спа-сательные формирования ГОЗ на военное время | Санитарные посты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Склад ре-зерва мед. имущества | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Склады | СПК | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Учебные заведения | Санитарные дружины | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Противочумный институт | Апте-ки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| НИИ: противочумные, переливания крови и пр. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Институт проблем медицины катастроф | Станции скорой мед. помо-щи | ОПМ, БСМП, ППЭО, СЭО, ИПГ,ГБ,ПБ, МПБ, АЛ, ХПГ, ТТПГ- создаются на базе объектов здравоохране-ния | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запасной пункт управления
Штабы ГО и ЧС объектов здраво-охранения в городах и районах






