Риторика как искусство

История знает как традиционный, так и нетрадиционные подходы к определению предмета риторики. Первый принадлежит античной эпохе, широко распространен и общеизвестен. Вторые - разнообразны, скоротечны и, как правило, неудачны.

В традиционном понимании риторикой называют ораторское искусство, искусство убеждать с помощью слов. Его синоним - красноречие. «Красноречие - это служанка убеждения», - сказал Коракс, который еще в V в. до н.э. открыл в Сиракузах школу красноречия и написал первый (к сожалению, не дошедший до нас) учебник риторики. «Красноречие, - учил великий греческий философ Платон, - мастер убеждения».

Итак, риторика - искусство.Но она не была никогда только искусством. Она была и наукой, и недаром «отец риторики» Марк Фабий Квинтиллиан (35-96 н. э.) называл ее и «ars benedicendi» («искусство хорошо говорить») и «bene dicendi scientia» («наука хорошо говорить»). Скажем об этом подробнее. Как и все другие виды искусства, риторика уже при зарождении нуждалась в эстетическом освоении мира, в представлении об изящном и неуклюжем, красивом и уродливом, прекрасном и безобразном. У истоков риторики стояли артист, танцор и певец, восхищавшие и убеждавшие людей своим искусством.

Но одновременно молодая риторика базировалась и на рациональном знании, на отличии реального от нереального, действительного от мнимого, истинного от ложного. И мы можем по праву говорить, что в создании риторики участвовал не только артист, но также и логик, философ, ученый.

И более того, уже древние остро ощущали, что, как всякое искусство, риторическое мастерство дается талантом. Но они также хорошо понимали, что мастерство развивается во многих опытах, совершенствуется благодаря знаниям, которые многократно умножают талант и сокращают число опытов, и что сумму таких знаний дает наука.

Наконец, в самом становлении риторики было и третье начало. Оно объединяло оба вида познания - эстетический и научный. Таким началом была этика, учившая различать честное и нечестное, справедливое и несправедливое, то, что достойно или что не достойно быть.

Итак, риторика была триедина. Она была искусством убеждать с помощью слов, наукой об искусстве убеждать с помощью слов и процессом убеждения, основанным на моральных принципах.

В соответствии с древними традициями риторику делят на пять частей: «Изобретение мыслей» («Inventio»), «Расположение мыслей» («Compositio»), «Украшение мыслей» («Ornamenta»), «Запоминание» («Memoria») и «Произнесение речи» («Exercituum»). Четвертый и пятый разделы иногда объединяют, называя их «Подготовкой речи» («Preparatio»). Такое деление дает, например, Цицерон (106-43 до н.э.), у которого читаем: «Все силы и способности оратора служат выполнению следующих пяти задач: во-первых, он должен приискать содержание для своей речи; во-вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод; в-третьих, облечь и украсить все это словами; в-четвертых, укрепить речь в памяти; в-пятых, произнести ее с достоинством и приятностью.

Из определения риторики как «искусства убеждать с помощью слова» с полной очевидностью следует, что данное искусство может проявляться не только там, где, согласно закону и обычаю, один человек поставлен в положение оратора, другой - слушателя. Не только там, где есть устная речь, звучащая с трибуны. Не только в парламентах, академиях, судах, школах, университетах и церквах. Убеждающая речь звучит и на рынке, и в транспорте, и дома, и на садовых скамейках. При этом и здесь она далеко не всегда проста и безыскусственна: говорят, что за день от одной торговки зеленью можно услышать столько риторических фигур, сколько не произнесет за год иной академик. Убеждающая речь присутствует в коротких записках, в письмах, и, конечно же, она всегда налицо в газетной и журнальной публицистике. Она широко отражена в художественной литературе, причем не только в авторской речи, но и, что особенно важно, в диалогах персонажей. Убеждающая речь может звучать и в тех случаях, когда, по выражению А. Т. Твардовского, «…получают все права и бывают кстати большей частью те слова, что не для печати».

Понимая риторическую речь как убеждающее слово и используя всевозможный опыт «убеждающих слов», мы должны взять из первого раздела риторики («изобретение мыслей») - все то, что непосредственно относится к убеждению, т. е. теорию аргументации, теорию доводов.

Понимая риторику как науку об убеждающем слове, мы должны сосредоточить особое внимание на том разделе, который называется «украшением речи», и, напротив, передать в частные риторики все, что непосредственно не связано со словом, а именно - содержание четвертого и пятого разделов («подготовка» и «произнесение речи»).

По выражению Толстого, фразы языка, лишенного должной выразительности, «…скользят по воображению, не затрагивая сложнейшей клавиатуры нашего мозга».

«Внимание, - сказал К.Д. Ушинский, - есть именно та дверь, через которую проходит все то, что только входит в душу человека из внешнего мир». Метафору великого педагога можно развить: внимание - это и двери, и окна. Там, где они закрыты, царит темнота, там нет ни изображений, ни искусства изображать.

Необходимо понять: одно из лучших средств управления вниманием - это усиление выразительности речи. Именно по этой причине мы должны изучать особые средства усиления выразительности в курсе общей риторики.

· Афористика о красноречии, убеждении, качествах речи. (Афоризмы сами отберите, на ваш вкус)

Афористика — сфера литературы, охватывающая очень небольшие по объёму произведения: состоящие из одной фразы, реже из двух-трёх. Такое произведение, выражающее законченную обострённую мысль, называется афоризмом, изречением, сентенцией.

Сам термин «афоризм» употребителен со времён Гиппократа (IV век до н. э.), но современное литературное значение это слово приобрело гораздо позже, причём оно и сейчас ещё не во всех европейских языках означает в точности одно и то же.

Однако по сути афористика существовала ещё задолго до Гиппократа. Она хорошо развита в восточной литературе, начиная с самых древних времён. Стремление ёмко сказать о важных вещах естественно для человека, реализующего себя в слове. Выразительные формулировки мыслей мы встречаем в культуре любого этноса. Ими полон фольклор. Фольклорные афоризмы, давно утратившие авторство, мы называем пословицами, отделяя их от литературных авторских афоризмов, хотя к афористике часто относят и те и другие. Относятся сюда также изречения, входящие в более широкий прозаический или поэтический текст, но получившие самостоятельное звучание.

Кто красноречив от природы, тот иной раз говорит великие истины с такой ясностью и краткостью, что большинство людей не думает, чтобы в них была глубокая основательность. Люк де HYPERLINK "http://www.slovonevorobei.ru/aforizm/aforizm_59_1.shtml"КлапьеHYPERLINK "http://www.slovonevorobei.ru/aforizm/aforizm_59_1.shtml" HYPERLINK "http://www.slovonevorobei.ru/aforizm/aforizm_59_1.shtml"Вовенарг

Одно слово, один жест - вот все красноречие полководца. Альфонс де HYPERLINK "http://www.slovonevorobei.ru/aforizm/aforizm_655_1.shtml"Ламартин

Сердце и богатое воображение - вот источники красноречия. Элиза Генар

В речи, в глазах и выражении лица оратора должно быть столько же красноречия, сколько в подборе его слов. Франсуа VI де Ларошфуко

Есть мужчины, красноречием превосходящие женщин, но ни один мужчина не обладает красноречием женских глаз. Карл HYPERLINK "http://www.slovonevorobei.ru/aforizm/aforizm_736_1.shtml"ЮлиусHYPERLINK "http://www.slovonevorobei.ru/aforizm/aforizm_736_1.shtml" Вебер

Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием. Марк Туллий Цицерон

Истинное красноречие - это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно. Франсуа VI де Ларошфуко

Дар красноречия есть необходимое условие приятного собеседника; но в не меньшей степени ему необходима и способность хорошо слушать. Автор не известен

Красноречие есть искусство сказать хорошо только то, что следует. Автор не известен

Красноречие есть искусство выражать мысли других. Эдуар Эррио

В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов. Франсуа VI де Ларошфуко

Красноречие, отвлекая внимание на себя, наносит ущерб самой сути вещей. Мишель HYPERLINK "http://www.slovonevorobei.ru/aforizm/aforizm_0_1.shtml"ЭйкемHYPERLINK "http://www.slovonevorobei.ru/aforizm/aforizm_0_1.shtml" де Монтень

Красноречие - это искусство управлять умами. Тролон Р.

Красноречие - это искусство льстить с достоинством. Шарль HYPERLINK "http://www.slovonevorobei.ru/aforizm/aforizm_828_1.shtml"Ремюза

Поэтическое творчество есть игра чувства, руководимая рассудком, красноречие - дело рассудка, оживляемого чувством. Иммануил Кант

Красноречие - это живописное изображение мысли. Блез Паскаль

Говорить кстати лучше, нежели говорить красноречиво. Бальтасар Грасиан

Красноречие высоко ценится в демократических государствах, сдержанность и благоразумие - в монархиях. Эдмунд Бёрк

Источник красноречия - в сердце. Джон Стюарт Милль

Красноречие есть искусство покорять умы. Платон

Красноречие, точно жемчуг, блещет содержанием. Настоящая мудрость немногословна.
Лев Николаевич Толстой

Красноречие высоко ценится в демократических государствах, сдержанность и благоразумие — в монархиях.
Эдмунд Бёрк

Истинное красноречие не нуждается в науке красноречия, как истинная нравственность не нуждается в науке о нравственности.
Б. Паскаль

Истинное красноречие смеется над витиеватостью; истинная нравственность смеется над нравоучением.
Б. Паскаль

Красноречие должно быть приятно и содержательно, но нужно, чтобы это приятное, в свою очередь, было заимствовано от истинного.
Б. Паскаль

Красноречие — это живопись мысли.
Б. Паскаль

Красноречие — это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они хотели поглубже в нее вникнуть.
Б. Паскаль

Истинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно.
Ф. Ларошфуко

Красноречие — искусство льстить с достоинством.
Ш. Ремюза

Красноречие — искусство убеждать глупцов, что белое есть белое.
А. Бирс

Красноречие – реклама для убогих мыслей.
В. Зубков

Красноречие есть искусство выражать мысли других.
Э. Эррио

Красноречие есть подделка и мысли, и поэзии.
В. Ключевский

Истинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно.
Ф. Ларошфуко

В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов.
Ф. Ларошфуко

Истинная причина того, что никто не достигает настоящего красноречия, заключается в том, что искусство думать отлично от искусства говорить, и у одних мы видим знание вещей, у других же знание слов.
Цицерон

Главная цель красноречия — не дать говорить другим.
Л. Вермейль

Красноречие — это поэзия прозы.
У. Брайан

Великий секрет красноречия — оставаться серьезным.
Э. Булвер-Литтон

Красноречив тот, кто даже непроизвольно заражает своей верой или страстью ум и сердце ближнего.
Л. Вовенарг

Безмолвие человека, известного своим красноречием, действует куда сильнее, нежели болтовня заурядного говоруна.
И. Шамфор

Красноречивый, но грешащий против логики софист по сравнению с ритором — философом — это то же, что ловкий фокусник по сравнению с прагматиком, что Пинетти по сравнению с Архимедом.
Н. Шамфор

Есть два рода красноречия: одно выходит из глубины души, как источник, изобильные воды которого несутся вперед, толкают своих противников, сдавливают их своей массой, оттесняют, отбрасывают, поглощают их; другое окружает их своими нитями, завлекает их в петли, околдовывает их взглядом, обвивает, захватывает их, убивает их тысячью ран.
Л. Корменен

Если оратор не проник в веши и не узнал их, речь его бессодержательна и похожа на детскую болтовню.
Цицерон

Истинная причина того, что никто не достигает настоящего красноречия, заключается в том, что искусство думать отлично от искусства говорить, и у одних мы видим знание вещей, у других же знание слов.
Цицерон

Истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие — возвышенно, а средние — с умеренностью.
Цицерон

Красноречие — это еще не все: истина бывает настолько ясна, что ничто не может затмить ее.
Цицерон

Конечная цель красноречия — убеждать людей.
Ф. Честерфилд

С античных времен в риторике принято выделять пятиступенчатую схему этапов подготовки речи:
Инвенция -- изобретение
Диспозиция -- расположение
Элокуция -- выражение
Меморио -- запоминание
Акцио -- произношение

I. На этапе изобретения оратор должен:
определить Цель и вид речи;
выявить Уровень подготовки и деятельность свои и слушателей;
отобрать информацию для раскрытия темы, выделить наиболее значимое для сообщения;
решить, Писать ли текст выступления?

II. На этапе расположения выступающий должен:
Составить план;
выписать к пунктам плана цифры, цитаты, примеры;
продумать, какие будут Вступление, основная часть выступления, заключение;
определить переходы от одной части к другой;
решить, какие Приемы изложения и объяснения материала будут использоваться.

III. На этапе выражения оратор должен:
определить, какие Изобразительно-выразительные средства публичной речи уместны;
продумать, как будет удерживаться интерес аудитории;
продумать Приемы привлечения внимания аудитории.

IV. На этапе запоминания оратор должен:
решить Выступать с опорой на текст или без записей?;
запомнить основные мысли своей речи, последовательность их раскрытия;
Прорепетировать свое выступление

V. На этапе произнесения оратор должен:
Установить и поддерживать контакты с аудиторией;
знать психологию слушателей;
обратить внимание на жесты, мимику, внешний вид говорящего;
продумать Способы борьбы со страхом и волнением;
проанализировать удачные и неудачные Выступления других ораторов;

Термины "этос", "пафос", "логос" --- основные для риторики. Этосом принято называть те условия, которые получатель речи предлагает ее создателю. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется часть содержания речи, по крайней мере, ее тема, которую получатель речи может считать уместной или неуместной. Неуместную речь получатель речи вправе отклонить. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками речевой коммуникации.

Пафосом принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем определенную и интересующую его тему. Пафос ограничивается категорией этоса с одной стороны, т.е. может реализоватьс лишь в пределах ее места и времени. Другим ограничением пафоса являютс словесные средства, которыми располагает создатель для установления контакта с получателем речи.

Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи. Логос требует, помимо воплощени замысла, использовать такие словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.

Таким образом, этос создает условия для речи, пафос --- источник создания смысла речи, а логос --- словесное воплощение пафоса на условиях этоса.

Проиллюстрируем это на примерах: Франциск Асизский проповедовал птицам. Его пафос был ничем не стеснен, но птицы не предложили проповеднику никаких условий этоса, и поэтому само воплощение пафоса в логос в проповеди никого не затронуло. Вот пример чистого пафоса.

Гулливер попал в страну Гуингмов. Гуингмы --- существа вежливые, они позволяли Гулливеру говорить, но он не знал языка гуингмов, поэтому не мог им объяснить своих мыслей. Вот пример нужды в логосе.

Дурак из сказки приветствовал похоронную процессию словами: "Таскать вам --- не перетаскать" и был бит. Эти слова он выучил от людей, занятых уборкой урожая, и применил неуместно. Вот пример этоса.

Это литературные примеры. Теперь жизненный пример. Собрание назначается в определенном месте, в определенное время и на определенную тему. Это --- этос. Замсел речи у участника собрания должен быть им продуман в связи со временем, местом и темой собрания. Это пафос. Участники собрания должны применять только те языковые средства, которые понятны всем. Так, на ученом совете Киевского университета можно выступать и поукраински, и порусски, а на ученом совете Колумбийского университета можно построить речь только поанглийски. Это логос.

Три основные категории риторики --- этос, пафос, логос --- находятся в связи друг с другом и как бы переходят одна в другую.

В античной риторике последовательно выработались два риторические идеалы Для ораторов - носителей первый идеала-главным в риторической деятельности является убедительность, далее истинность убедительного речи, моральнис во на пользу обществу, четкость и упорядоченность Этот идеал называют сократовскойим.

Второй риторический идеал считают софистическим Для носителей и сторонников этого идеала характерна формальная убедительность, чрезмерная словесная красота, великолепие, требовательность речи, самовираженисть и корысть оратора.

Современные риторы считают, что сейчас действуют три риторические идеали3

Первый из них можно назвать близким к софистического, но сейчас он очень американизированный, саморекламний, навязчивый, такой, повсеместно заполонил собой средства массовой информации и направлен на Манипого популяции сознанием ю.

Второй риторический идеал несет в себе морально-этические ценности восточнославянского, древнеукраинского идеала Он близок к первому античного идеала - идеала убежденности и истинности, идеала Платона но и Сократа.

Третий риторический идеал сформировался в имперский и советский времена Этот риторический идеал называют тоталитарным, пропагандистским

Все эти идеалы в видоизмененных формах живут и сейчас в мовосфери современного украинского общества И это закономерно Жаль, что они вместе не представляют единой взвешенной риторически-идеальной системы, в которые й должны соответствовать определенным социальным моделям жизни и поведения вещателей К сожалению, в украинском обществе сейчас распространяется современный американский риторический идеал, чужой славянской культуре, зокре ема украинских, которая всегда имела прочные традиции наследования эллинской античной культуры Американский идеал побеждает наши идеалы в средствах массовой информации и массовой культуры украинского обществом во еще не освободилось и от тоталитарного риторического идеала Неотложные, призывные, категорические, безапелляционные речи многих наших политиков воспринимаются как рудименты советской эпохи: авторитарное Мысли ения, нетерпимое монологическая речь, языковая агрессия, телефонное право, власть на слово, подчинение собеседника т.д. Все это можно назвать политизированной псевдориторикоторикою.

Ораторское искусство – одна из древнейших наук. В различные времена она занимала большее или меньшее место в развитии общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала. В развитии риторики явственно видны преемственность традиций, взаимовлияние культур, учет национальных особенностей, и в то же время – ярко выраженный общегуманистический характер.

Первые упоминания об ораторах относятся к временам гомеровской Греции. Гомер – первый учитель красноречия для древних греков. В «Илиаде» мы находим описание различных типов ораторов. Родоначальниками риторики были классические софисты 5 в. до н.э., высоко ценившие слово и силу его убеждения. Следует отметить, что отношение к софистике и к софистам было двойственным и противоречивым, что отразилось даже в понимании слова «софист»: вначале оно обозначало мудреца, человека талантливого, способного, опытного в каком-либо искусстве; затем, постепенно, беспринципность софистов, их виртуозность при защите прямо противоположных точек зрения привело к тому, что слово «софист» приобрело отрицательную. Окраску и стало пониматься как лжемудрец, шарлатан, хитрец.

Теорию риторики активно разрабатывал философ-софист Протагор из Абдер во Фракии. Он одним из первых стал применять диалогическую форму изложения, при которой два собеседника высказывают противоположные взгляды. Появляются платные учителя – софисты, которые не только обучали практическому красноречию, но и составляли речи для нужд граждан. Софисты постоянно подчеркивали силу слова, проводили словесные баталии между выразителями различных взглядов, состязались в виртуозности владения живым словом. Основателем софистической риторики считают Горгия (485-380 гг до н.э.) из Леонтии в Сицилии. Вот как пишет о его риторической деятельности известный философ А.Ф.Лосев, опираясь на античные источники: «Он первый ввел тот вид образования, который готовит ораторов, специальное обучение способности и искусству говорить и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, инверсии, повторения, апострофы. Берясь обучать всякого прекрасно говорить и будучи, между прочим, виртуозом краткости, Горгий обучал всех желающих риторике с тем, чтобы они умели покорять людей, «делать их своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Силою своего убеждения он заставлял больных пить такие горькие лекарства и претерпевать такие операции, принудить к которым их не могли даже врачи». Горгий определял риторику как искусство речей.

На основе развивающегося ораторского искусства стали делаться попытки теоретически осмыслить принципы и методы ораторской речи. Так зародилась теория красноречия – риторика. Наибольший вклад в теорию красноречия внесли Сократ (470-399 гг. до н.э.), Платон (428-348 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.).

Сократ – выдающийся мастер бесед-диалогов, изобрел диалектику как искусство вести рассуждения, спор, беседу. Главными рычагами сократовской диалектики были ирония – способ критического отношения к догматике, прием Сократа, который прикидывался незнающим с тем, чтобы поймать и уличить своего собеседника в незнании, и майевтика (повивальное искусство, родовспоможение). Ирония заключалась в умении философа остроумной системой вопросов и ответов загнать противника в логический тупик. Его ирония добродушна и деликатна: «Ведь не то, что я, путая других, сам во всем разбираюсь, - нет, я и сам путаюсь и других запутываю. Так и сейчас – о том, что такое добродетель, я ничего не знаю, а ты, может быть, и знал раньше до встречи со мной, зато теперь стал очень похож на невежду в этом деле. И все-таки я хочу вместе с тобой поразмышлять и поискать, что это такое – добродетель». Далее подключалась майевтика и вопросно-ответным методом с помощью логики и диалектики способствовала рождению истины. Чаще всего вопросы, задаваемые Сократом, формулировались так, что на них можно было получить только однозначный и заранее предсказуемый ответ. При всей кажущейся простоте речь Сократа была не только по существу, но и по форме довольно изощрена. Свои речи Сократ не записывал, но из диалогов его ученика Платона мы имеем представление о характере и содержании этих речей, о влиянии их на слушателей.

Платон совершенствовал искусство диалога. Платоновские диалоги остроумные, логично построенные, по внешнему впечатлению загадочные, возбуждали интерес к предмету спора или беседы. Платон обогатил живую публичную речь приемами и формами полемики, с помощью иносказаний и метафор сделал ее язык ярким и выразительным. В диалоге «Теэтет» высказываются различные соображения об ораторском искусстве в связи с вопросами о мудрости и постижении истины. Философ осуждал «пустословие» тех, кто своей речью заискивает перед народом, не стремясь к истине. По мнению Платона – риторика есть сноровка, умение, ловкость, которым можно научиться, развить в себе. А прилагать такую сноровку можно с различными целями – добрыми и злыми. Очевидна этическая направленность платоновских диалогов: красноречие должно быть честным и высоконравственным, деловым, а не пустословным, должно убеждать слушателей, приобщая их к знаниям. Платон считал, что оратор – носитель просвещения. Обобщая опыт риторики, он приходит к выводу о двух родах способностей, необходимых оратору. Первый – это способность охватить все общим взглядом, свести к одной идее все, что разбросано повсюду. Это дает оратору возможность сделать ясным предмет поучения. Второй – способность подразделять все на виды, составные части. Подчеркивается необходимость единства анализа и синтеза в ораторском искусстве. Любая речь, отмечает Платон, должна быть составлена как живое существо: у нее должны быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны соответствовать друг другу и целому. Платон одним из первых заговорил о психологии слушателей: «Поскольку сила речи заключается в воздействии на душу, тому, кто собирается стать оратором, необходимо знать, сколько видов имеет душа…» В диалогах «Горгий» и «Федр» закрепляет понимание риторики как науки убеждать. Многие свои идеи он передал своему ученику Аристотелю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: