Цель работы: приобретение навыков анализа предметной области и построения концептуальной модели.
1. Определим следующие сущности: договоры, вид страхования, филиал.
Определим атрибуты сущностей.
Для студента будут атрибуты:
Ø Код студента;
Ø фамилия;
Ø имя;
Ø отчество;
Ø адрес;
Ø телефон.
Для предмета будет атрибуты:
Ø код предмета;
Ø название;
Ø объем лекций;
Ø объем практик;
Ø объем лабораторных.
Для учебного плана будут атрибуты:
Ø код студента;
Ø код предмета;
Ø оценка.
2. По смыслу задачи к базе данных возможны следующие запросы:
Ø какие оценки получил студент с заданной фамилией;
Ø какие студенты получили заданное значение оценки;
Ø какие экзамены сдал студент с заданной фамилией;
Ø какую оценку по конкретному предмету получил студент с заданной фамилией;
3. Нарисуем возможный вариант ER-диаграммы.
СТУДЕНТ
Код студента; Фамилия. |
| ЭКЗАМЕН Код экзамена; Предмет; Дата. |
1:N
![]() |
N:N
N:M
| ОЦЕНКА Оценка. |
По этой диаграмме можно ответить на все вопросы, кроме последнего. Для реализации последнего запроса предлагается ввести новую агрегированную сущность, фамилия имя отчество, адрес телефон.
| ЭКЗАМЕНАИОННАЯ ВЕДОМОСТЬ Код студента Фамилия Код экзамена Предмет Оценка |
4. В терминах реляционной модели эта модель представляется следующей таблицей.
| Код студента | Фамилия | Код экзамена | Предмет | Оценка |
5. Код студента принимает значение из множества целых чисел, максимальная длина числа 4 знака.
Фамилия принимает символьное значение, максимальная длина 20 символов.
Код экзамена принимает значение из множеств целых чисел, максимальная длина числа 4 знака.
Предмет принимает символьное значение, максимальная длина 20 символов.
Дата экзамена принимает значение дата в формате 00.00.00.
Оценка принимает целое значение от 2 до 5.
6. Ключом данного отношения является код студента.
7. Приведениеданного отношения к третьей нормальной форме.
Исходное отношение приведено к трем отношениям, каждое из которых находится в третьей нормальной форме R1(КС, Ф) R2(КЭ,П, Д), R3(О).
Отношение R1 представляет объект студент с атрибутами: код студента, фамилия.
Отношение R2 представляет объект экзамен: код экзамена, предмет, дата.
Отношение R3 представляет объект оценка: оценка.
Для наглядности представим полученную модель в виде ER-диаграммы.
| Предметы | |
| РК | Код предмета |
Название
Объем лекций
Объем практик
Объем лабораторных работ
|
| Студенты | |
| РК | Код студента |
Фамилия
Имя
Отчество
Адрес
Телефон
|
![]() |
| Учебный план | |
| РК | Код студента
Код предмета
|
| Оценка |
Эта диаграмма и является нужным вариантом. Таким образом, полученная реляционная модель включает три отношения.
Лабораторная работа №2
Цель: приобретение навыков создания структуры реляционной базы данных и первоначальный вод данных в базу с использованием СУБД MS Access.
1. Создание таблицы: Студенты, Предметы, Учебный план.



2. Создаем схему данных.

Лабораторная работа №3
Цель работы: приобретение навыков реализации запросов пользователя на выборку данных из таблиц, добавление, удаление и редактирование информации. Приобретение практических навыков использования языка SQL.

Вывод всех оценок за учебный план

Вывод информации о студентах

Вывод фамилий студентов
Лабораторная работа №4
Цель работы: разработка интерфейса пользователя для взаимодействия со сформированной в лабораторной работе 2 базой данных. Создание форм.

Кнопочная форма – главное меню

Кнопочная форма – редактирование и добавление элементов

Кнопочная форма – просмотр информации о студенте и добавления студентов


Объем лабораторных работ
Телефон







