Лабораторная работа 6
Цель: получить практические навыки по определению и расчету технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава
Задача: по исходным данным (табл. 2.1, 2.2) необходимо рассчитать технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава и сделать выводы об эффективности его использования на маршруте
| Время, ч. мин. | Топливо, л. | L0н, км. | L0к, км. | Марка автомобиля | |
| При выезде на линию | 9.00 | МАЗ-5335 | ||||
| При возвращении в парк | 18.00 | |||||
| Участок маршрута | Длина ездки, км. | Объем перевезенного груза, т. | Время нач. и оконч. погрузки, ч. мин. | Время нач. и оконч. разгрузки, ч. мин | ||
| АБ | 8,0 | 9.25-9.45 | 10.30-10.45 | |||
| АВ | 7,0 | 11.20-11.45 | 12.30-12.40 | |||
| АГ | 7,3 | 14.10-14.30 | 15.00-15.30 | |||
| АД | 6,0 | 16.10-16.25 | 17.15-17.35 | |||
По исходным данным необходимо рассчитать следующие технико-эксплуатационные показатели.
Суточный объем перевозок, т.:

где
- количество ездок,
- фактическое количество перевезенного груза за i-ую ездку, т.
т.
Суточный грузооборот, т-км.:
,
где Pi - грузооборот за i-ую ездку, т-км.;
ℓегi - длина i-ой ездки с грузом, км.
ткм.
Суточный пробег с грузом, км.:

км.
Суточный пробег, км.:
,
где ℓну – нулевой пробег в начале смены, км;
ℓхi – холостой пробег в i-ой ездке, км;
ℓнв – нулевой пробег в конце смены, км.
км.
Коэффициент использования пробега за смену:


Время в наряде, ч.:
,
где
-время возвращения автомобиля в парк, ч.;
-время выезда автомобиля из парка, ч.;
-время перерыва на обед и т.п., ч.
ч.
Время работы на маршруте, ч.:
,
где
- время на нулевой пробег
ч. 0.25/60 перевести в часы
Динамический коэффициент использования грузоподъемности:
,
где Рфакт – фактически выполненный грузооборот, ткм;
Рвозм – возможный грузооборот при полной загрузке, ткм.

Статический коэффициент использования грузоподъемности:
,
где Qфакт – фактически перевезенное количество груза, т.;
Qвозм – количество груза, которое могло бы быть перевезено при полной загрузке автомобиля, т;

Техническая скорость, км/ч.:

где Тдв - время движения:
,
где tnи tр- суммарное время под погрузкой и разгрузкой;
ч.
Тогда
км/ч.
Эксплуатационная скорость, км/ч.:

км/ч.
Среднее расстояние перевозки груза, км.:


Средняя длина ездки с грузом, км.:


Фактический расход топлива, л.:
,
где
- наличие топлива в баке при выезде, л.;
- остатки топлива при возвращении, л.

Расход топлива по норме, л.:
,
где
- линейная норма расхода топлива, л/100 км.; Н=23
- надбавка на транспортную работу (
=2 л/100 ткм для бензиновых автомобилей,
=1,3 л/100 ткм. для дизельных автомобилей;
D - надбавки к норме, D=15 % (работа в городах с населением от 250 тыс. до 1,0 млн. человек).

Перерасход или экономия топлива:


Все рассчитанные показатели сведем в таблицу 1.
Табл. 1 – Технико-эксплуатационные показатели
| Наименование показателя | Ед. изм. | Значение |
| 1. Суточный объем перевозок, Qcут | т. | 28,3 |
| 2. Суточный грузооборот, Рсут | ткм. | 420,7 |
| 3. Суточный пробег с грузом, Lгр | км. | |
| 4. Суточный пробег, Lсут | км. | |
| 5. Коэффициент использования пробега за смену, β | 0,47 | |
| 6. Время в наряде, Тн | ч. | |
| 7. Время работы на маршруте, Тм | ч. | 7,6 |
| 8. Динамический коэффициент использования грузоподъемности, γд | 0,88 | |
| 9. Статический коэффициент использования грузоподъемности, γс | 0,88 | |
| 10. Техническая скорость, Vт | км/ч. | |
| 11. Эксплуатационная скорость, Vэ | км/ч. | |
| 12. Среднее расстояние перевозки груза, lср | км. | 14,86 |
| 13. Средняя длина ездки с грузом, lег | км. | |
14. Фактический расход топлива, | л. | |
15. Расход топлива по норме, | л. | 35,6 |
16.Перерасход топлива, | л. | 4,4 |
На основании расчетов можно сделать вывод, что использование автомобиля МАЗ-5335 на данном маятниковом маршруте эффективно. Динамический и статический коэффициенты использования грузоподъемности составили 0,79 и 0,8 соответственно при коэффициенте использования пробега 0,47.
Исходные данные:
Марка автомобиля: МАЗ-5335
Таблица 2.1
| Вариант | При выезде на линию | При возвращении в парк | ||
| Время, ч. мин. | Топливо, л. | Время, ч. мин. | Топливо, л. | |
| 9.05 | 18.00 | |||
| 9.00 | 18.00 | |||
| 9.10 | 18.10 | |||
| 9.15 | 18.05 | |||
| 9.05 | 18.20 | |||
| 9.20 | 18.15 | |||
| 9.25 | 18.00 | |||
| 9.00 | 18.10 | |||
| 9.05 | 18.25 |






