Создание и редактирование кривых

1. Создайте новый документ и переименуйте первую страницу Кривая.

2. Выберите на панели инструментов инструмент ‘Свободная форма’ (четвертая кнопка на панели инструментов). Нажмите левую кнопку ‘мыши’ и, перетаскивая указатель, постройте замкнутую кривую, начиная с закругления. Обратите внимание на курсор при замыкании кривой (становится стрелкой с изломом).

Рис. _

3. Нарисуйте еще одну кривую и в процессе построения, не отпуская кнопку мыши, нажмите и удерживайте клавишу <SHIFT>. После этого, перетаскивая указатель вдоль уже нарисованной линии в обратном направлении, можно стереть неудавшийся участок (текущее положение курсора соединяется нормалью к кривой; так можно создать длинный прямолинейный участок). После отпускания клавиши <SHIFT> рисование можно продолжать от последнего узла.

4. Выберите в панели инструментов инструмент ‘Форма’ и щелкните им любой из узлов. На ‘Панели свойств’ (см. рис.) в разделе типов узлов можно видеть (и легко переключать) типы узлов. Выключенный есть тип текущего узла. Затем последовательно нажимая клавишу <ТАВ>, переводите выделение на следующие узлы кривой, выясняя их тип по изображениям на ‘Панели инструментов’. Для более четкой демонстрации этого эффекта можно отдельные узлы самостоятельно переключить в другой тип и перемещаясь по узлам видеть активное переключение на панели. Для перемещения по узлам в обратном направлении используйте комбинацию клавиш <Shift + Tab>.

Рис. _

5. Повторите построение замкнутой кривой, начиная с закругления, но теперь перед построением прямолинейного сегмента и по его завершении нажимайте клавишу <ТАВ>. На этот раз прямолинейные сегменты получились, но качество закруглений и их соединений с прямолинейными сегментами оставляют желать лучшего.

6. Построим ломаную линию, состоящую из прямолинейных сегментов. Указатель инструмента перемещается в точку, где следует разместить первый узел, и выполняется щелчок ‘мышью’. Последующие щелчки выполняются в местах расположения следующих узлов ломаной, и эти щелчки должны быть двойными. При щелчке на начальном узле — ломаная становится замкнутой. Постройте произвольный треугольник и незамкнутую зубчатую линию.

7. Постройте ломаные: треугольник и «пилу». Используйте <CTRL>. Обратите внимание, что программа позволяет строить отрезки наклоненные под углами с шагом 15° (кратными 15°) — 0°, 15°, …, 345°.

8. Добавьте новую страницу и переименуйте в Кривая Безье. Выберите инструмент Кривая Безье. Работая с инструментом Кривая Безье задается не только расположение узлов будущей кривой но и предоставляется возможность в процессе построения воздействовать на положение направляющих точек. Для выхода из цикла следует нажать <Пробел>.

9. Установите указатель в начальную точку и нажмите кнопку ‘мыши’. Не отпуская кнопку, переместите указатель на некоторое расстояние вправо, вытащив из узла касательные (направляющие). Для того чтобы касательная к следующему сегменту была строго горизонтальна (или строго вертикальна, или с углом кратным 15°), удерживайте <CTRL>. Для окончания построения касательных отпустите кнопку ‘мыши’.

10. Поставьте второй узел справа от первого (щелкните в новом месте, примерно по горизонтали) (см. рис. _). При предварительном нажатии <CTRL> будет отображена строго горизонтальная линия (или строго вертикальна, или с углом кратным 15°). Вытащите направляющую, передвигая указатель вправо. Расстояние от конечной точки касательной до узла должно быть примерно таким же как у первого узла.

11. Третий узел должен располагаться строго под вторым. Вытаскивать направляющую следует влево, не отпуская клавишу <CTRL>. Для того, чтобы закругление получилось симметричным, расстояние от конечной точки касательной до узла должно быть примерно таким же как у второго узла.

12. Четвертый узел строится строго под первым узлом, точно так же как и третий.

Рис. _

13. Теперь замкнем кривую. Для этого указатель мыши перемещается на начальную точку (до появления «стрелочки с изломом») и нажимается левая кнопка ‘мыши’. Остается перетащить направляющую точку влево при нажатой клавише <CTRL>.

Рис. _

Работа с точной настройкой (докер-панель ‘Преобразования’)

1. Создайте новый документ (или страницу) и откройте докер ‘Преобразования’ (или меню Упорядочить/Преобразования }/Размер (последний пункт меню может быть и другим), или меню Окно/Окна настройки/ Преобразования }/Размер). На этой панели имеются вкладки (обозначены мнемоническими изображениями) — Положение, Повернуть, Масштаб и отражение, Размер, Наклон.

Рис. _

2. Постройте фигуру, похожую на мишень. Постройте окружность произвольного диаметра (используйте клавиши модификаторы), затем на ‘Панели свойств’ или на панели ‘Преобразовать’ (из меню Окно/Панели/Преобразовать) задайте диаметр равный 40 мм. Переместите центр окружности в точку с координатами 60 мм по горизонтали и 220 мм по вертикали.

3. Постройте остальные круги мишени. Выберите на вкладке ‘Размер’ (докер ‘Преобразование’) точку привязки в середине окружности (квадрат под кнопкой выбора ‘Пропорционально’). Установите пропорциональное изменение размера (кнопка выбора ‘Пропорционально’); в одном из счетчиков задайте размер 35; в окошке ‘Копии’ установите значение 1 и щелкните на кнопке ‘Применить’. Постройте таким приемом еще пять окружностей, уменьшая каждый раз диаметр на 5 мм.

4. Выберите инструмент Кривая Безье и постройте им горизонтальную прямую произвольной длины. Воспользуйтесь полями атрибутов, чтобы провести линию к 50 мм и поместите ее середину в центр ранее построенных окружностей. Выберите инструмент Указатель и щелкните выделенную линию еще раз, чтобы появились маркеры поворота. Удерживая CTRL, перетащите любой из маркеров поворота так, чтобы линия стала вертикальной, но перед тем как отпустить левую кнопку мыши, щелкните ее правой кнопкой (рис. 1).

5. Второй рисунок представляет собой оригинал и 8 копий фигурного текста. Постройте фигурный текст с произвольным набором. Отредактируйте положение текста относительно вертикальных размеров с помощью панели атрибутов. Совместив середину текста с серединой мишени.

6. Постройте 8 копий текста, оперируя элементами управления вкладки ‘Масштаб’ и отражение докера ‘Преобразования’. Для того, чтобы построить копию, расположенную слева и сверху от оригинала, следует выбрать в качестве неподвижной точки левый верхний маркер рамки выделения, нажать обе кнопки отражения и щелкнуть применить к копии. Затем, поочередно выделяя угловые кнопки, выполните их скос с помощью вкладки скос. Для каждой копии следует назначать неподвижную точку преобразования (рис. 1).

7. Фигура, похожая на ромашку, состоит из копий вертикально расположенного эллипса высотой 20 мм и шириной 3 мм. Копирование выполнено с поворотом на 9° (градусов) вокруг точки, смещенной строго вниз по отношению к центру рамки выделения на 13 мм. Вначале постройте исходный эллипс и придайте ему желаемые размеры и положение. Преобразование с копированием выполните с помощью вкладки Поворот.

8. Выделите совместно построенные лепестки. Совместите центр располагался на одной прямой с уже построенными иллюстрациями. В центре ромашки постройте окружность диаметром 15 мм. Закрасьте середину ромашки (рис. 1).

9. Постройте эллипс, вытянутый в горизонтальном направлении, и преобразуйте его в кривую (рис. 2).

10. Выделите верхний и нижний узлы бывшего эллипса и сместите их влево примерно на треть ширины эллипса (при нажатой CTRL) (рис. 3).

11. Выберите инструмент Лезвие и включите режим автозамыкания на панели атрибутов. Кнопка второго режима должна быть отжата. Переместите указатель инструмента в крайнюю левую точку кривой, убедитесь, что указатель принял вертикальное положение, и щелкните мышью. Сместите указатель вправо (за ним потянется линия будущего разреза) и переместите указатель в крайнюю правую точку кривой, в которой выполните второй щелчок. Кривая разбита на две отдельные замкнутые кривые.

12. Указателем мыши выберите верхнюю часть и задайте угол поворота 15° (градусов). Установите центр поворота в левом нижнем углу в докере ‘Преобразовать’ (рис. 4).

13. Выполните разрез, но проводите лезвие зигзообразно (рис. 5).

Выполняя следующее упражнение, мы познакомимся с эффектом возникновения прозрачной области при соединении перекрывающихся объектов и применим этот эффект для создания декоративной розетки в стиле круглого витража готического стиля.

14. Постройте большой прямоугольник и перетащите на него желтый образец цвета с экранной палитры. Поверх желтого прямоугольника постройте синий, затем – красный прямоугольник, расположив их таким образом, чтобы они не выходили за края желтого прямоугольника, но частично перекрывались друг другом.

15. Выделите совместно синий и красный прямоугольник и щелкните кнопку Соединить на панели атрибутов. Обратите внимание на строку состояния – там говорится, что выделен один объект класса «кривая». Цвет соединенного объекта будет зависеть от того, какой из прямоугольников был выделен последним, но в той части его, где соединяемые объекты пересекались, будет виден желтый цвет. Чтобы убедиться, что это действительно отверстие, выделите желтый прямоугольник и назначьте ему заливку другого цвета.

16. Снова выделите соединенный объект и щелкните на панели атрибутов кнопку Разъединить. Обратите внимание на цвет получившихся объектов и на их расположение в стопке – сверху тот из прямоугольников, который перед соединением был выделен последним и который передал свой цвет соединенному объекту.

17. Вставьте новую страницу, щелкнув знак «плюс» в зоне прокрутки страниц документа, постройте с помощью инструмента Многоугольник примерно по середине страницы вытянутый по вертикали восьмиугольник размером 40 на 90.

18. Раскройте докер Преобразование. В группе флажков выбора местоположения центра поворота щелкните нижний средний флажок, чтобы центр поворота совместился с нижним углом восьмиугольника. В счетчике Угол введите значение 15 и щелчками кнопки Применить к дубликату превратите восьмиугольник в изящную розетку.

19. Растянув рамку выделения, совместно выделите все объекты и задайте толщину контурной линии 4 пункта (или выберите в соответствии с размерами восьмиугольника). Цвет обводки и заливки объектов выберите сами. После назначения заливки сразу становится видно расположение объектов в стопке.

20. Осталось соединить все восьмиугольники, щелкнув кнопкой Соединить на панели атрибутов.

21. Попробуйте построить ту же розетку еще раз, воспользовавшись элементами докера Преобразование для смещения центра поворота ниже среднего маркера рамки выделения. Установите флажок Относительно и введите в счетчик горизонтали значение –90. После выполнения всех остальных шагов получится розетка, в середине которой вместо нагромождения линий контуров появится отверстие – чем не декоративная рамка для изображения.

В этом упражнении мы познакомимся с выполнением операции объединения нескольких объектов и повторим приемы выравнивания и построения градиентной заливки. В качестве объекта для экспериментов выберем пивную бутылку.

22. Постройте прямоугольник, вытянутый по горизонтали, размером примерно 100 на 70 мм. С помощью полей панели атрибутов приведите размеры к точным значениям и закруглите два из четырех углов прямоугольника.

23. Постройте правильную окружность диаметром 70 мм. Чтобы точно совместить ее вертикальный диаметр с правым краем прямоугольника, включите режим привязки к объектам командой Вид-Привязать к объектам и переместите окружность на место.

24. Выключите режим привязки к объектам той же командой – дальше он будет только мешать, поскольку остальные фигуры не требуют совмещения с объектами.

25. Постройте два эллипса и многоугольник, совместно выделите их и выровняйте по правому краю выделения, совместив их середины на одной горизонтальной линии – геометрической оси бутылки.

Рис. N. Построение контура бутылки методом объединения примитивов

26. Выделите прямоугольник с двумя закругленными углами и назначьте заливку светло серым. Растяните прямоугольник выбора вокруг всех объектов и щелкните кнопку Объединение на панели атрибутов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: