Классификация пластичных смазок


Таблица 19


11 4 8

10

3

5 2

9 6


Виды смазок Состав Назначение
  Смазки общего на- значения Кальциевые смазки: солидол (прессолидол) – С или Ж натриевые и натриево- кальциевые смазки автомобильные ЯНЗ-2 Антифрикционная среднеплавкая
  Универсальные смазки Литиевые, работоспособ- ные в широком интервале температур, скоростей и нагрузок: литол-24 и аналогичные фиол-2, (1, 3 – более мяг- кие) Водостойкие
  Специализированные смазки Несменяемые и непопол- няемые смазки: графитная АМ карданная Шрус-3 Шрус-4 ЛСЦ-15 Применение: в открытых узлах в шарнирах равных угло- вых скоростей в шарнирах подвесок и рулевого управления в шлицевых соединениях
  Термостойкие смазки УНИОЛ-3М ЦИАТИМ-221 ЦИАТИМ-201 Зимол и Лита Водостойкие стабиль- ные с противозадирными свойствами, морозостой- кие
7

1

Рис. 22. Пластометр для определения предела прочности смазки: 1 – электропечь; 2 – резервуар с маслом; 3 – игольчатый кран; 4 – воронка для

10 масла; 5 – защитное стекло; 6 – зажимная гайка;

7 – корпус; 8 – манометр; 9 – капилляр

в увеличенном виде; 10 – оправка для капилляра;

11 – резиновая прокладка; 12 – смеситель

6 7

5

8

4

3 9

10


Предел прочности характеризует способность смазок не вытекать из узлов трения, противостоять сбросу с движущихся деталей (напри- мер, с подшипников) под влиянием инерционных сил и удерживаться на наклонных и вертикальных поверхностях, не стекая и не сползая.

Когда напряжение сдвига превышает предел прочности, смазка на- чинает течь.

Предел прочности смазки зависит:

от температуры (с ее повышением он снижается); скорости приложения силы.


Рис. 23. Пластометр: 1 – основание со стойкой; 2 – электропечь; 3 – резервуар

с маслом; 4 – кран; 5 – воронка;

6 – манометр; 7 – трубка;

8 – защитное стекло; 9 – гайка;

10 – корпус манометра;

11 – капилляр с оправкой (длинный); 12 – капилляр с оправкой (короткий);

13 – часть капилляра;

14 – мешалка


11 12


2

1

14 13


76 77


Описание прибора

Основной частью пластометра (см. рис. 22) является корпус, в ко- торый вставляется рабочий капилляр в специальной оправке. Корпус соединен трубкой, нагреваемой электропечкой. Для заполнения масля- ной системы маслом служит воронка, отключаемая от системы игольча- тым краном. Давление в масляной системе замеряется манометром.

Рабочий капилляр представляет собой разрезанную вдоль оси латун- ную трубку длиной 50 или 100 мм и внутренним диаметром 4 мм. Внутрен- няя поверхность капилляра нарезьбована с глубиной резьбы 0,5 мм.

При давлении на смазку вдоль капилляра происходит разрушение структуры смазки и сдвиг смазки по поверхности, образуемой концами резьбы. Давление на смазку осуществляется маслом («жидкий поршень») при завертывании зажимной гайки или подогреве масла в замкнутой масляной системе.

Сущность метода заключается в определении давления, при кото- ром происходит сдвиг смазки в капилляре пластометра при заданной тем- пературе.

Перед проведением испытаний необходимо выполнять следующие действия:

1) с начала испытаний все детали пластометра, соприкасающиеся со смазкой, промыть бензином и высушить;

2) цилиндр мешалки 14 (см. рис. 23) заполнить смазкой, не допус- кая воздушных пустот, и закрыть крышками с двух сторон;

3) перед установкой верхней крышки отверстие в поршне также заполнить испытуемой смазкой;

4) мешалку со смазкой выдержать в термостате при температуре 20 ± 1°С в течение 30 мин, после чего перемешать смазку, сообщив пор- шню 100 двойных ходов;

5) поршень поставить в крайнее верхнее положение и снять ниж- нюю крышку мешалки;

6) заполнить длинный капилляр (100 мм), состоящий из двух поло- вин 13, испытуемой смазкой и соединить их;

7) смазать наружную поверхность капилляра и внутреннюю повер-

хность оправки;

8) вставить капилляр в оправку, медленно вращая и поднимая его вдоль оси;


9) короткий (50 мм) капилляр применить в том случае, когда при испытании на длинном капилляре давление превышает допустимое для манометра;

10) надеть на нижний обрез буртика оправки резиновую прокладку и установить оправку на выступ в корпусе пластометра 10;

11) заполнить пластометр маслом, для чего открыть кран 4 воронки с маслом 5 и держать его открытым, пока уровень масла в корпусе не достигнет верхнего буртика оправки капилляра, следя за тем, чтобы в воронке всегда оставалось масло;

12) закрепить оправку с капилляром в корпусе 10 гайкой 9. При этом нужно следить за манометром и в случае повышения давления от- крывать кран воронки;

13) на верхнюю часть корпуса закрепить защитное стекло 8;

14) поместить корпус пластометра в термостат, уровень жидкости в котором не должен превышать 30 мм верхнего конца капилляра;

15) заданная температура (20 ± 1°С) должна поддерживаться в те- чение 29 мин. При этом кран 4 должен быть открытым;

16) время после перемешивания смазки и до начала испытаний не должно превышать 30–40 мин;

Порядок испытаний:

1. Закрыть кран 4 воронки 5.

2. Включить электропечь 2, обогревающую резервуар 3 с маслом, и наблюдать за манометром 6.

3. Следить, чтобы скорость повышения давления в системе была не более 5 кПа (0,005 кг/см2) в минуту при использовании длинного (100 мм) капилляра 11. Если будет использоваться короткий (50 мм) ка- пилляр 12, то давление в системе должно повышаться со скоростью 2,5 кПа (0,025 кг/см2) в минуту.

4. Скорость повышения давления регулировать подниманием и опус- канием вдоль резервуара с маслом электропечи 2 или, не убирая термо- стат, начинать завертывать зажимную гайку 9 с такой скоростью, чтобы давление повышалось так же, как описано в п. 3. При этом резиновая прокладка оправки будет сжиматься и давление в масляной системе бу- дет повышаться.

5. Если при завертывании зажимной гайки созданного давления будет достаточно для разрушения структуры смазки, тогда из капилляра выдавить столбик смазки и давление в масляной системе упадет до нуля.

6. Испытание прекратить и записать величину достигнутого давле- ния с точностью до 0,01 кг/см2.


78 79


7. Если давление, создаваемое завертыванием зажимной гайки, ока- жется недостаточным для разрушения смазки, то в дальнейшем его по- вышать подогревом масляной системы электропечью.

8. Предел прочности вычислить по формуле

Ñ = Р. r /2 l,

где Р – максимальное давление при разрушении смазки, кг/см2; r – радиус капилляра, см; l – длина капилляра, см.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: