Тема: Параметрические критерии различия
1. t -критерий Стьюдента Рассмотрим пример использования /-критерия Стьюдента для несвязных и неравных по численности выборок
Задача. Психолог измерял время сложной сенсомоторной реакции выбора (в мс) в контрольной и экспериментальной группах В экспериментальную группу (X) входили 9 спортсменов высокой квалификации Контрольной группой (Y) являлись 8 человек, активно не занимающиеся спортом Психолог проверяет гипотезу о том, что средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбора у спортсменов выше, чем эта же величина у людей, не занимающихся спортом
Решение. Результаты эксперимента представим в виде таблицы 1, в которой произведем ряд необходимых расчетов.
Таблица 1
№ | Группы | Отклонения от среднего | Квадраты отклонений | |||
X | Y | х-хср | y-yср | для х | для y | |
- 22 | - 58 | |||||
- 106 | ||||||
- 17 | ||||||
- 2 | ||||||
- 77 | ||||||
-36 | ||||||
- 8 | ||||||
- | -56 | - | - | |||
Сумма | ||||||
Среднее |
, где
|
|
Число степеней свободы k = (n 1-1+(n 2-1)=9 + 8- 2 = 15.
По таблице 16 Приложения 1 для данного числа степеней свободы находим t табл и строим ось значимости:
Справочная информация по технологии работы в Excel. Выбираем менюСервис -> Анализ данных -> «Двухвыборочный t -тест с одинаковыми дисперсиями»и «Двухвыборочный t –тест с различными дисперсиями» дляпроверки гипотез о различии между средними (математическими ожиданиями) двух нормальных распределений соответственно с неизвестными, но равными дисперсиями и с неизвестными дисперсиями, равенство которых не предполагается.
X | Y | ||||||
Двухвыборочный t-тест с одинаковыми дисперсиями | |||||||
X | Y | ||||||
Среднее | |||||||
Дисперсия | 2596,285714 | ||||||
Наблюдения | |||||||
Объединенная дисперсия | 3120,4 | ||||||
Гипотетическая разность средних | |||||||
- | df | ||||||
t-статистика | -4,126241812 | ||||||
P(T<=t) одностороннее | 0,000448628 | ||||||
t критическое одностороннее | 1,753050356 | ||||||
P(T<=t) двухстороннее | 0,000897256 | ||||||
t критическое двухстороннее | 2,131449546 |