Студент выполняет обычную для «анализа единичного случая» последовательность сопоставлений индивидуальных данных обследования с предполагаемой контрольной группой, т.е. его «экспериментальный субъект» — это испытуемый, а «контрольная группа» — «средний», репрезентативный (и в этом смысле эталонный) субъект, представленный в показателях выполнения заданий для этой выборки, т.е в «норме». При применении «экспериментальных патопсихологичееких методик» в качестве «функциональных проб» показатели выполнения заданий (зависимых переменных) для контрольной группы испытуемых уже известны психологу. Они и представляют собой те ориентиры, сквозь призму которых будут рассматриваться индивидуальные результаты и описываться «единичный случай».
Таким образом, не собственно диагностические задачи, а экспериментальные аспекты применения указанных методик направляют выполнение данного задания. Письменный отчет по нему может включать общее заключение об испытуемом как результат построения студентом целостной картины свойств мышления данного (обследованного) субъекта.
|
|
Экспериментальный материал. Учитывая необходимость изучения свойств мышления в единичном случае, остановимся на методике «классификация» (в данном варианте предлагается классификация понятий, представленных на карточках) Для этой методики характерна нацеленность на изучение определенного аспекта мыслительной деятельности, а именно: конкретности—абстрактности, или обобщенности мышления, хотя методика может использоваться и для анализа других свойств психической деятельности.
Стандартные инструкции и описание методики, а также диагностические признаки выполнения заданий больными разных нозологических групп даны в работах С.Я. Рубинштейн [1970] и Б.В. Зейгарник [1986]. В целях знакомства с общепсихологическим содержанием методики и показателями выполнения заданий репрезентативной группой студентов приводятся сокращенный вариант описания методик и общие ориентиры (способы) описания результатов применительно к здоровому человеку.
В организации полного обследования для анализа единичного случая эту методику нужно рассматривать только в качестве общей основы индивидуального эксперимента, изменение схемы которого должно предусматриваться в зависимости от выполнения испытуемым задания. Так, если методикой «классификация» будут выявлены трудности, связанные с темпом мышления, экспериментатору необходимо использовать дополнительную методику, например «счет по Крепелину», для уточнения особенностей умственной работоспособности. При обнаружении признаков эмоциональной уплощенности и связанной с этим неадекватности связей, устанавливаемых испытуемым по ситуативно-эмоциональным признакам в методике «классификация», необходимо путем провоцирования успеха—неуспеха поощрениями или дискредитацией результатов испытуемого на другом задании проверить стойкость эмоциональных компонентов направленности его мышления.