Отработка задания

Студент выполняет обычную для «анализа единичного случая» последовательность сопоставлений индивидуальных данных обследования с предполагаемой контрольной группой, т.е. его «экспериментальный субъект» — это испытуемый, а «контрольная группа» — «средний», репрезентативный (и в этом смысле эталонный) субъект, представленный в показателях выполнения заданий для этой выборки, т.е в «норме». При применении «экспериментальных патопсихологичееких методик» в качестве «функциональных проб» показатели выполнения заданий (зависимых переменных) для контрольной группы испытуемых уже известны психологу. Они и представляют собой те ориентиры, сквозь призму которых будут рассматриваться индивидуальные результаты и описываться «единичный случай».

Таким образом, не собственно диагностические задачи, а экспериментальные аспекты применения указанных методик направляют выполнение данного задания. Письменный отчет по нему может включать общее заключение об испытуемом как результат построения студентом целостной картины свойств мышления данного (обследованного) субъекта.

Экспериментальный материал. Учитывая необходимость изучения свойств мышления в единичном случае, остановимся на методике «классификация» (в данном варианте предлагается классификация понятий, представленных на карточках) Для этой методики характерна нацеленность на изучение определенного аспекта мыслительной деятельности, а именно: конкретности—абстрактности, или обобщенности мышления, хотя методика может использоваться и для анализа других свойств психической деятельности.

Стандартные инструкции и описание методики, а также диагностические признаки выполнения заданий больными разных нозологических групп даны в работах С.Я. Рубинштейн [1970] и Б.В. Зейгарник [1986]. В целях знакомства с общепсихологическим содержанием методики и показателями выполнения заданий репрезентативной группой студентов приводятся сокращенный вариант описания методик и общие ориентиры (способы) описания результатов применительно к здоровому человеку.

В организации полного обследования для анализа единичного случая эту методику нужно рассматривать только в качестве общей основы индивидуального эксперимента, изменение схемы которого должно предусматриваться в зависимости от выполнения испытуемым задания. Так, если методикой «классификация» будут выявлены трудности, связанные с темпом мышления, экспериментатору необходимо использовать дополнительную методику, например «счет по Крепелину», для уточнения особенностей умственной работоспособности. При обнаружении признаков эмоциональной уплощенности и связанной с этим неадекватности связей, устанавливаемых испытуемым по ситуативно-эмоциональным признакам в методике «классификация», необходимо путем провоцирования успеха—неуспеха поощрениями или дискредитацией результатов испытуемого на другом задании проверить стойкость эмоциональных компонентов направленности его мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: