Нажмите кнопку Заголовок и задайте Комментарий Производство фильтроэлементов для Сибирского региона.
Нажмите кнопку Список продуктов и задайте следующие данные:
| Наименование | Единица измерения | Начало продаж |
| Масляные фильтры | тыс. шт. | Т+9 месяцев |
| Воздушные фильтры | тыс. шт. | Т+9 месяцев |
Текстовое описание включает три раздела: Общая информация, Сведения о предприятии и Краткое описание проекта. Каждый раздел включает от 4 до 11 вопросов с соответствующими подсказками, что позволяет дать достаточно подробное описание предприятия и проекта. Задайте соответствующие вопросы текстового описания.
• Название предприятия Завод автозапчастей "Сибфильтр ".
• Дата создания 1.01.1940г.
• Адрес г. Куйбышев НСО.
• Сведения об основных акционерах ОАО "Сибфильтр" (50%), ЗАО "Инвестком" (50%).
• Производственные мощности имеется 2 производственных помещения (общая площадь - 4000 кв. м) и 1 административное здание (общая площадь - 500 кв. м). Износ оборудования - более 70%. Оборудование устаревшее.
• Цель проекта обеспечение потребностей Сибирского региона в воздушных и масляных фильтрах для отечественных (КАМАЗ, ГАЗ, ЗИЛ) и иностранных грузовых автомобилей.
• Стратегия реализации проекта с помощью иностранных участников (фирма Hellerbush, Германия) произвести реконструкцию предприятия и организовать выпуск фильтроэлементов, соответствующих мировым стандартам качества. Использование отечественных комплектующих, местного персонала, имеющего большой опыт производства запасных частей, позволит обеспечить достаточно низкие цены.
• Риски высокая конкуренция на данном рынке.
Задайте в окне Отображение данных на вкладке Масштаб, что первый год проекта отображается по месяцам, второй год - по кварталам, а далее -по годам. На вкладке Итоговые таблицы задайте Валюта итоговых таблиц рубли.
В окне Настройка расчета задайте:
• Ставка дисконтирования в рублях - 30%, в евро - 15%.
• Шаг дисконтирования год.
• На вкладке Детализация установите флажки Доходы участников и Разнесение издержек; нажмите кнопку Выделить все.
•" Чтобы в окне Настройка расчета (вкладка Ставка дисконтирования) можно было указать ставку дисконтирования для евро, необходимо в разделе Окружение в окне Валюта проекта задать вторую валюту евро.
Раздел Компания.
В окне Стартовый баланс задайте:
Вкладка Активы: Денежные средства 50 000 руб.; Здания:
| Наименование | Стоимость (руб.) | Срок амортизации | Процент износа |
| Здание 1 | 300 000 | 720 мес. | |
| Здание 2 | 200 000 | 600 мес. | |
| Административное здание | 100 000 | 600 мес. |
• Оборудование: все оборудование, 250 000руб., 60 мес., 90%.
Вкладка Пассивы:
• Акционерный капитал: ОАО "Сибфильтр" - 50 000 руб., номинальная стоимость - 1 руб., количество - 50 000 шт.; ЗАО "Инвестком" - 50 000 руб., номинальная стоимость — 10 руб., количество — 5 000 шт. 20% акций ЗАО "Инвестком" являются привилегированными.
В окне Банк. Система учета задайте принцип учета запасов - по среднему и установит флажок Показывать в балансе оборудование, полученное в лизинг.
В окне Текстовое описание представлены три раздела: Общая информация, Продукты и услуги и Исследования и разработки. Каждый раздел включает от 6 до 11 вопросов. Задайте соответствующие вопросы текстового описания.
• Уровень технологии Устаревшая технология.
• Цена Специализация на производстве фильтров позволит снизить цены.
В окне Структура компании добавьте подразделение "Филиал в г. Бердск". В филиале будет производиться 30% воздушных фильтров и 10% масляных фильтров.
•" Чтобы можно было добавить продукт для некоторого подразделения, необходимо соответственно уменьшить долю объема производства в других подразделениях (в данном случае в ОАО "Сибфильтр").
Раздел Окружение.
В окне Валюта проекта (кнопка Валюта) задайте: Основная валюта рубли; Вторая валюта евро; Курс на момент начала проекта 1 EUR = 30 руб.; Темпы роста/падения курса (%) - 1-й год 20 %, 2-й год 18 %, 3-й год 16%.
В окне Ставка рефинансирования (кнопка Учетная ставка) задайте ставку рефинансирования в рублях 25%, в евро 13%.
Чтобы сократить необходимость ввода данных с клавиатуры в некоторых окнах Project Expert™ имеется средство Тенденции изменения. В данном случае для ввода ставки дисконтирования по годам достаточно задать ставку в первом году, указать Тенденции изменения 0% в год с 1 года по 3 год и нажать кнопку Пересчитать.
В окне Текстовое описание представлены три раздела: Анализ окружающей среды, Анализ рынка и Конкуренция. Задайте текстовое описание Характер реакций конкуренты удовлетворены существующим положением и не предпринимают активных мер к развитию.
В окне Инфляция задайте: инфляция на Сбыт, Зарплата и Недвижимость в рублях 20%; в евро 3%; инфляция на Прямые и Общие издержки в рублях 15%; в евро 2,5%.
В окне Налоги задайте следующие данные, удалив ненужные данн ые:
| Название | Ставка, % | Налогооблагаемая база | Периодичность выплат |
| Налог на прибыль | 24%. | Прибыль | Месяц |
| НДС | 18%. | Добавленная стоимость | Месяц |
| Налог на имущество | 2%. | Имущество | Квартал |
| Единый социальный налог | 35,6%. | Зарплата | Месяц |
Раздел Инвестиционный план.
Раздел «Инвестиционный план» предназначен для составления календарного графика работ (проекта) с указанием отдельных этапов, необходимых финансовых ресурсов для выполнения этих этапов, установления взаимосвязей между этапами, формирования активов предприятия (проекта), описания способов и сроков амортизации созданных активов.
Откройте окно Календарный план и с помощью кнопки Календарь укажите дополнительные выходные и праздничные дни за три года — 1 и 7 января, 23 февраля, 8 марта, 12 июня, 7 ноября и 12 декабря с учетом переносов. Установите флажок Использовать календарь.
Для создания этапов инвестиционного проекта служит кнопка Добавить этап, открывающая окно Редактирование этапа проекта.
Создайте следующие этапы проекта.
Этап №1. Наименование Разработка бизнес-плана. Ответственный Иванов И.И. Длительность 30 дней.
Для детального описания используемых в этапе ресурсов используется диалог Ресурсы (кнопка Ресурсы). В окне Ресурсы для добавления ресурсов служит кнопка Редактировать ресурсы. Чтобы в окне Редактирование ресурсов добавить новый ресурс, необходимо нажать правую кнопку мыши в левой части окна (или нажать клавишу Ins) и ввести имя нового ресурса Консалтинг фирмы Аудит-С. Укажите Тип ресурса Услуги и завершите работу с окном Редактирование ресурсов. В окне Ресурсы с помощью кнопки ^ Занести ресурс укажите ресурс этапа Консалтинг фирмы Аудит-С.
Платежи за ресурс можно описать несколькими способами:
1. Указать суммарную стоимость ресурса для этапа в поле Стоимость и схему выплат (поле Регулярные выплаты).
2. Указать отдельно каждую выплату за ресурс в разделе диалога Разовые выплаты.
3. Указать в поле Количество число единиц ресурса, необходимое для реализации этапа, а также указать схему выплат.
Для данного этапа укажите суммы разовых выплат: Выплата 1, Сумма 20 000 руб., Дата Т+5 дней; Выплата 2, Сумма 30 000 руб., Дата от начала этапа 30. Завершите работу с данным окном.
В окне Редактирование этапа проекта с помощью кнопки Статус этапа задайте Приоритет Высший.
Завершите работу с данным этапом.
Этап №2. Наименование Реконструкция помещений.
Этап №3. Наименование Реконструкция производственных помещений. Длительность 90 дней. Ресурсы Строительные услуги ООО СтройСиб. Тип ресурса Услуги. Стоимость 300 000руб. Выплаты ежемесячно.
В окне Редактирование этапа проекта укажите, что Этап является активом, после чего станет доступна кнопка Характеристики. В окне Характеристики актива укажите Амортизация Линейная, Период до ликвидации 60 месяцев. Тип актива Здания и сооружения.
Этап №4. Наименование Реконструкция вспомогательных помещений. Длительность 60 дней. Ресурсы Строительные услуги (ООО СтройСиб). Стоимость 100 000руб. Выплаты ежемесячно.
Этап является активом. Амортизация Линейная, Период до ликвидации 48 месяцев. Тип актива Здания и сооружения.
Этап №5. Наименование Монтаж и наладка.
Этап №6. Наименование Приобретение производственного оборудования. Длительность 30 дней. Ресурсы Производственное оборудование. Тип ресурса Оборудование. Стоимость 350 000 руб. Выплаты в начале.
Этап является активом. Амортизация Линейная, Период до ликвидации 28 месяцев. Ликвидационная стоимость 50 000 руб. Тип актива Оборудование. Продажа актива через 28 месяцев по остаточной стоимости.
Этап №7. Наименование Монтаж и наладка оборудования. Длительность 20 дней. Ресурсы Монтаж и наладка (ООО СибМонтаж). Тип ресурса Оборудование. Стоимость 50 000 руб. Выплаты в конце.
Этап является активом. Амортизация Линейная, Период до ликвидации 48 мес., Тип актива Оборудование.
Для добавления этапов, связанных с производством продукции, служит кнопка Добавить производство &® в окне Календарный план.
Этап №8. Наименование продукта/услуги Масляные фильтры. Дата начала производства Т+8 месяцев.
Этап 9. Наименование продукта/услуги Воздушные фильтры. Дата начала производства Т+8 месяцев.
В окне Календарный план допускается группировка (объединение) отдельных этапов. Чтобы сгруппировать этапы «Реконструкция производственных помещений» и «Реконструкция вспомогательных помещений» в этап «Реконструкция помещений», выделите этапы №3 и №4 с
помощью мыши. После этого станет доступна кнопка Сгруппировать -+. Нажмите ее. Аналогично сгруппируйте этапы №6 и №7 в этап «Монтаж и наладка».
В окне Календарный план можно связать этапы, установив временную последовательность этапов. Чтобы связать этапы №1 и №2, нажмите кнопку та (рядом с курсором мыши появится значок 'та), подведите курсор мыши к номеру этапа №1 (к цифре 1), нажмите и удерживайте левую кнопку мыши, переместите курсор к цифре 2, отпустите кнопку мыши. По умолчанию устанавливается Тип текущей связи Конец-начало.
В проекте необходимо связать этапы: №1 и №2, №2 и №5, а также №6 и №7 (Тип текущей связи Конец-начало). Также свяжите этапы №3 и №4 (Тип текущей связи Начало-начало). Чтобы задать тип связи, нужно сначала просто связать этапы, а затем повторно связать их. В результате откроется окно Связь, где укажите условие Изменить связь и нажмите кнопку ОК. В
окне Изменить связь укажите тип связи Начало-начало и Лаг 15 дней.

Рис. 2.2. Итоговый вид окна Календарный план На этом работу с разделом Инвестиционный план можно завершить.
Раздел Операционный план.
В окне План сбыта установите флажок Детальное описание, укажите цены: для масляных фильтров 140 000руб., для воздушных фильтров 120 000 руб.
Задайте для масляных фильтров следующие данные.
Вкладка Объем сбыта. Чтобы задать объемы сбыта, можно вручную ввести прогнозы сбыта в нижней части окна План сбыта. Для упрощения ввода можно воспользоваться кнопкой Быстрый ввод. В окне Быстрый ввод объема продаж задайте: Плановый объем продаж 100 тыс. шт., 1-рост объема продаж с 4 месяца, 2-начало спада объема продаж 20 месяц, 3-жизненный цикл продукта 36 месяцев. С помощью кнопки Сезонность задайте спад объема сбыта в январе 50%.
Вкладка Ценообразование. Задайте: Скидка 3%, Сезонные изменения цены с мая по август 110%.
Вкладка Условия оплаты. Задайте: Задержки платежей 7 дней, Продажи с авансом (предоплата) срок 5 дней, Предоплата 80%.
Вкладка Условия поставок. Потери 2%, Время на сбыт 20 дней, Запас готовой продукции 10%.
Только для масляных фильтров создадим два варианта продажи. Нажмите кнопку Варианты. В окне Варианты продаж продукта в первой строке введите Основной вариант и задайте Период действия от начала проекта с 10 по 36 месяцы, во второй строке введите Дополнительный вариант и задайте Период действия от начала проекта с 25 по 36 месяцы. Нажмите ОК. Для дополнительного варианта задайте цену 3 500 евро. В окне Быстрый ввод объема продаж задайте Плановый объем продаж 20 тыс. шт., 1-рост объема продаж с 0 месяца, 2-начало спада объема продаж 36 месяц, 3-жизненный цикл продукта 36 месяцев.
Для простоты задайте для воздушных фильтров те же данные, что и для масляных фильтров (для воздушных фильтров не создавайте дополнительный вариант продаж).
Окно План производства.
Для воздушных и масляных фильтров задайте одни и те же данные. Производственный цикл - 7 дней.
Вкладка Материа лы:
| Наименование | Цена (руб.) | Расход | Потери | Использование в пр. цикле |
| Материал для фильтра | 11,000 | 1000 | 5% | В начале |
| Полиэтиленовая упаковка | 1,000 | 1000 | 0 | В конце |
| Электроэнергия | 1,500 | 1000 | 0 | Равномерно |
Чтобы добавить данные в таблицу Список материалов и комплектующих, установите переключатель Список материалов и комплектующих и щелкните правой кнопкой мыши в пределах таблицы.
Вкладка Сдельная зарплата. Суммарные прямые издержки 5000 руб.
Окно Материалы и комплектующие
Установите флажок Детальное описание. Задайте следующие данные:
• Материалы для фильтра: Страховой запас 15%, Закупки раз в месяц;
• Полиэтиленовая упаковка: Страховой запас 10%, Закупки по мере необходимости.
Окно План по персоналу
Вкладка Управление. Все выплаты производятся периодически ежемесячно в течение всего проекта. Директор - 15 000 руб. Главный бухгалтер - 12 000 руб., Главный инженер -10 000 руб.
Вкладка Производство.
| Должность | Количество | Зарплата, руб. | Период выплат |
| Начальник смены | 1 | 5 000 | Ежемесячно весь проект |
| Рабочие | 20 | 3 500 | Ежемесячно с 4 по 36 мес. |
Окно Общие издержки
Вкладка Управление (выплаты ежемесячные в течение всего проекта). Командировочные расходы -15 000 руб. Связь - 2 000 руб.
Вкладка Производство (ежемесячные выплаты). Электроэнергия -6 000 руб. с 4 по 36 мес., ремонтные работы - 4 000 руб. с 8 по 36 мес.
Вкладка Маркетинг. Реклама. Пусть издержки на рекламу описываются формулой 8000+0,01*Валовый объем продаж. Чтобы задать эту формулу, установите переключатель по формуле и нажмите кнопку Формула. Введите Фиксированная строка 8000 и нажмите кнопку +. Замените коэффициент 1,00 на 0,01 и дважды щелкните по строке Валовый объем продаж. Закройте окно Формула-Реклама. Чтобы отнести расходы на рекламу на себестоимость, установите флажок Налоги/Учет и нажмите кнопку Налоги/Учет. Установите переключатель Отнести на себестоимость и добавьте продукты Масляные фильтры и Воздушные фильтры. Чтобы рассчитанные по формуле издержки на рекламу можно было использовать в дальнейших расчетах необходимо выполнить расчеты — нажмите кнопку
Расчет «я на панели инструментов.
Теперь можно добавить налог на рекламу со ставкой 5% (раздел Окружение окно Налоги). Так как соответствующей налогооблагаемой базы нет в списке, то выберите значение Настраиваемая и нажмите кнопку Формула. В окне Формула выберите таблицу Общие издержки и занесите строку Реклама в поле формулы (для этого дважды щелкните по строке или нажмите кнопку +).
Раздел Финансирование Окно Акционерный капи тал
| Акционер | Дата | Сумма (руб.) | Сумма (евро) |
| ОАО "Сибфильтр" | Т | 50 000,00 | |
| ЗАО "Инвестком" | Т | 50 000,00 | |
| Фирма Hellerbush, Германия | т | 60 000,00 |
Для фирмы Hellerbush задайте - постепенная выплата взноса в течение 4 месяцев.
Окно Лизинг. Возьмите в аренду пресс с Т+7 месяца стоимостью в 25 000 руб. на 24 месяца. Укажите: Амортизация 24 мес. Стоимость кредитных ресурсов 18%. Комиссия 4%. Налог на имущество 2%. Обслуживание и пр. 4 000 руб. Поставить на баланс как оборудование. График выплат с 4 месяца ежемесячно. Стоимость страхования 1%. По окончании срока договора имущество выкупается по остаточной стоимости.
Окно Распределение прибыли. Самостоятельно задайте долю прибыли, направляемой на выплату дивидендов и формирование резервов. Периодичность выплаты дивидендов раз в год.
4. Анализ осуществимости проекта
После создания модели инвестиционного проекта необходимо
выполнить расчеты, связанные с проектом, — нажмите кнопку Расчет. С помощью раздела Результаты (окна Прибыли-убытки, Кэш-фло, Баланс, Отчет об использовании прибыли, Детализация результатов) можно просмотреть отчеты, полученные в результате расчета.
Если вы ввели все данные без ошибок, то оказывается, что проект в данном виде неосуществим, так как имеется дефицит денежных средств. Чтобы убедиться в этом, в разделе Финансирование откройте окно Займы и нажмите кнопку Дефицит. В открывшемся окне Дефицит наличных средств просмотрите строку Баланс наличности на конец периода. Желтый и красный цвета ячеек свидетельствуют о дефиците денежных средств.
Для ликвидации дефицита денежных средств возьмите один или несколько кредитов в банке. Общая сумма займов не должна превышать 3 млн руб., срок - не более 4 месяцев. Задайте следующие условия кредитования: Ставка 25%, Выплаты процентов регулярные ежемесячно. Отсрочка первой выплаты 1 месяц. Задолженность выплачивается с последней выплатой. Поступления одной суммой. Возврат в конце.
5. Анализ эффективности проекта
Раздел Анализ проекта
Окно Эффективность инвестиций. Необходимо добиться следующих показателей эффективности инвестиций (в рублях): срок окупаемости — 12 месяцев и менее, чистый приведенный доход (NPV) - не менее 200 млн руб., индекс прибыльности — не менее 10.
Для повышения эффективности проекта можно брать займы, размещать средства на депозите, изменять условия распределения прибыли и т.п.
Окно Анализ чувствительности. Одной из задач анализа проекта является определение чувствительности показателей эффективности к изменениям различных параметров.
Провести анализ чувствительности проекта для следующих параметров: Объем сбыта, Цена сбыта и Уровень инфляции. Интервал отклонения от -60% до 60%. Шаг 20%. Анализ выполнять по NPV (чистому приведенному доходу). Для заполнения таблиц служит кнопка Пересчитать. Просмотрите соответствующие графики (кнопка График) и сделайте выводы об устойчивости проекта (какие параметры оказывают наибольшее влияние на NPV).
Окно Анализ безубыточности. Цель анализа безубыточности состоит в определении объема сбыта, при котором затраты полностью перекрываются доходами от продажи продукции. Окно Анализ безубыточности доступно только в том случае, если установлен флажок Разнесение издержек в окне Настройка расчета раздела Проект (вкладка Детализация). Перед проведением анализа безубыточности следует ввести данные об отнесении постоянных издержек на продукты в окне Разнесение издержек (раздел Анализ проекта). В окне Разнесение издержек укажите, что Общие издержки (только Реклама) разносятся по продуктам (добавьте продукты Масляные фильтры и Воздушные фильтры). Правило распределения издержек пропорционально обороту.
В окне Анализ безубыточности можно выбрать шаг анализа (месяц, квартал или год). Задайте Шаг анализа Год. Момент достижения безубыточности для выбранного в списке продукта указывается в надписи под таблицей. Для просмотра графика безубыточности нажмите кнопку Показать.
Проведите анализ безубыточности и сделайте выводы о безубыточности отдельных продуктов.
Окно Монте-Карло позволяет провести статистический анализ проекта с помощью метода имитационного моделирования (метод Монте-Карло). С помощью датчика случайных чисел моделируется объем сбыта, цены, уровень инфляции и т.д. Все эти величины можно рассматривать как случайные факторы, оказывающие влияние на результат проекта. Цель статистического анализа состоит в определении степени воздействия случайных факторов на показатели эффективности проекта.
Задайте данные для анализа: Число расчетов 50. Неопределенные данные: Объем продаж (для всех продуктов) изменяется от -50% до 20%; Цена продажи (для всех продуктов) изменяется в диапазоне от -40% до 10%; Инфляция изменяется от -10% до 30%. Нажмите кнопку Пересчитать. Просмотреть результаты на вкладке Результаты. Чем ниже неопределенность (коэффициент вариации), тем устойчивее проект. Просмотрите график для чистого приведенного дохода (кнопка Показать). В случае неудовлетворительного вида графика выполнить настройку его вида, расширив доверительный интервал и/или увеличив число интервалов (кнопка Настроить).
Для повышения точности статистического анализа необходимо задавать достаточно большое значение параметра Число расчетов (400 и более).
6. Построение графиков
Project ExpertТМ имеет широкие возможности для графического отображения данных и результатов финансового анализа. Для построения графиков откройте окно Графики в разделе Результаты.
Задайте: Название графика Объемы сбыта масляных и воздушных фильтров; Тип данных руб. На вкладке Описание линий установите первый флажок и нажмите кнопку Линия не определена. В окне Описание линий задайте Название Масляные фильтры, затем в открывающемся списке Таблица выберите таблицу Объем продаж и дважды щелкните по строке Масляные фильтры. Для завершения описания линии нажмите кнопку ОК. Самостоятельно опишите вторую линию графика Воздушные фильтры. Чтобы просмотреть полученный график нажмите, кнопку Показать в окне Графики.
Постройте график Суммарные затраты на рекламу.
При определении линии установите флажок Аккумулированные значения. Строку Реклама найдите в таблице Общие издержки.
Чтобы построить график Рентабельность валовой прибыли, необходимо указать Тип данных %. При определении линии в числитель формулы занесите строку Валовая прибыль из Отчета о прибылях и убытках. Взнаменатель формулы занесите строку Валовый объем продаж.
Чтобы занести данные в числитель или знаменатель формулы, необходимо предварительно щелкнуть в числителе или знаменателе.
Самостоятельно дополните последний график линией Рентабельность чистой прибыли.
7. Создание отчетов
На завершающем этапе работы над проектом выполняется подготовка отчета, в который включаются исходные данные, подготовленные в различных разделах программы, результаты расчетов и текстовая информация.
Для создания отчета служит окно Отчет раздела Результаты.
Для быстрого создания отчета в окне Список отчетов нажмите кнопку Добавить и выберите стандартный отчет. В окне Стандартный отчет нажмите кнопку Выделить все, чтобы сформировать наиболее полный стандартный отчет. Нажмите кнопку ОК. В открывшемся окне Отчет вы можете редактировать отчет. Например, чтобы добавить графики, щелкните правой кнопкой мыши в окне и в контекстном меню выберите команды Добавить объект^График. Добавьте один из графиков. Для просмотра отчета на экране служит кнопка Просмотр Gi.
Для создания пустого отчета в окне Список отчетов нажмите кнопку Добавить и выберите пустой отчет. Добавьте в отчет следующие объекты: Заголовок, Текстовое описание проекта, Список этапов, Диаграмма Gantt, Анализ безубыточности и Анализ чувствительности. Просмотрите полученный отчет.
Чтобы добавить Список этапов и Диаграмма Gantt, добавьте в отчет объект Данные, указав в списке ввода Инвестиционный план.
[1] По материалам компании «ПРО-ИНВЕСТ-ИТ» (http://www.pro-invest.com)






