Устройство пильных аппаратов бензопил

Пильный аппарат является основным узлом цепного срезающего механизма и состоит из пильной шины, ведущей и ведомой (может отсутствовать) звездочек, устройства для закрепления пильной шины, натяжного приспособления, амортизатора и пильной цепи.

Пильная шина (рисунок 2.1) служит направляющей для пильной цепи, для чего на ее ребрах делают канавки. При резании направляющая шина, так же как и пильная цепь, подвергается сильным нагрузкам. Поэтому шина изготавливается из износостойкого материала и проходит дополнительную обработку для улучшения свойств. Она должна обладать достаточной упругой жесткостью.

а, б, в, г, е – прямоугольные; д – каплеобразная;

ж – с криволинейным профилем

Рисунок 2.1 – Шины пильных цепных аппаратов

Шины прямоугольной формы применяют на ручных инструментах и в пильных аппаратах валочных и многооперационных машин. Шины с криволинейным несимметричным профилем применяются на валочных машинах, которые после спиливания производят направленную валку дерева путем его поворота относительно недопила. Такая форма шины снижает вероятность возникновения сколов и отщепов комлевой части дерева. На специализированных ручных моторных сучкорезках применяются короткие шины каплеобразной формы.

Для уменьшения потерь мощности на трение цепи о шину на ее головке могут устанавливаться направляющие ведомые звездочки или ролики различного диаметра, которые вместе с подшипниковым узлом крепятся с помощью заклепок непосредственно на шине (рисунок 2.1, б) или на сменном элементе (рисунок 2.1, в, е, ж), в том числе с пружинным амортизатором (рисунок 2.1, а).

Амортизатор, выполненный в виде пакета спиральных пружин, служит для смягчения ударов зубьев о древесину и уменьшает динамические усилия в цепи при зажиме ее в пропиле. Звездочки и ролики меньшего диаметра снижают склонность к отдаче в процессе пиления и их используют на полупрофессиональных пилах. Профессиональные пилы имеют пильные шины с большим диаметром ведомых звездочек или роликов, что обеспечивает высокую производительность резания при пилении и увеличение срока службы.

Ширина паза пильной шины соответствует толщине ведущих звеньев пильной цепи. Толщина пильной шины принимается на 2–5 мм меньше ширины пропила, чтобы избежать ее зажима в пропиле. Для уменьшения массы пильной шины в ней могут быть проемы различных форм и размеров. В цепных пилах большой мощности используют чрезвычайно прочную сплошную пильную шину на концевой части которой вместо ролика наварен твердый сплав (рисунок 2.1, г). Сплошные шины имеют длину до 1,5 м и, начиная с длины реза 1,05 м, оснащаются приставной рукояткой и кожухом цепи для обслуживания моторной пилы двумя рабочими.

Ведущая звездочка передает мощность двигателя на пильную цепь, устанавливается на валу двигателя пилы или выходном валу редуктора и снабжена зубьями и направляющими для пильной цепи. На российских пилах, для увеличения срока службы звездочка выполняется симметричной, и при износе зубьев с одной стороны ее можно ставить на вал другой. Число зубьев ведущей и ведомой звездочек находится в диапазоне 6–15, обычно принимается одинаковым и, по возможности, нечетным. На ручных моторных пилах число зубьев не превышает 11. На зарубежных пилах все большее применение находит своеобразная кольцо-звездочка, которая в отличие от традиционной звездочки не имеет жесткого соединения с барабаном муфты и облегчает процесс ее замены.

Натяжное приспособление предназначено для регулировки натя-жения пильной цепи, чтобы она не выпадала во время работы из на-правляющих пильной шины. На современных пилах установлены устройства для быстрого безинструментального натяжения цепи в виде бокового винта-барашка. С его помощью можно легко и быстро подтянуть пильную цепь без инструмента и контакта с ней. При этом необходимо отвернуть руками большой специальный винт-барашек и повернуть регулировочное колесико до достижения оптимального натяжения (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 – Устройство быстрого натяжения цепи

Цепь, натянутая недостаточно, будет болтаться и может соскочить с шины или даже лопнуть. При перетяжке происходит чрезмерный износ и повышенная нагрузка на двигатель. Кроме того, конструкция практически всех пил такова, что натяжка цепи укрепляет и шину – в «расслабленном» состоянии шина свободно ходит влево-вправо. Для проверки достаточно в верхней части шины, примерно в середине или чуть ближе к свободному концу, взять цепь за зубец и потянуть вверх. При правильном натяжении примерно треть хвостовика остается в пазу шины. Если больше – цепь перетянута, меньше – недотянута. При этом сама цепь должна свободно перемещаться рукой.

Устройство для закрепления пильной шины в консольных пильных аппаратах – болтовое. Оно позволяет не только жестко крепить шину, но и поворачивать ее для свободного надевания пильной цепи или же уменьшения габаритов при транспортировке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: