Основные понятия. Проблемы управления программными проектами впервые проявились в 60-х — начале 70-х годов

Проблемы управления программными проектами впервые проявились в 60-х — начале 70-х годов. Руководители программных проектов выполняют такую же работу, что и руководители технических проектов. Вместе с тем процесс разработки ПО существенно отличается от процессов реализации технических проектов, что порождает определенные сложности в управлении программными проектами. Ниже приведён краткий список этих отличий.

1. Программный продукт нематериален. Менеджер технического проек­та видит результаты выполнения своего проекта. Если реализация проекта отстает от графика, это также видно воочию. В противоположность этому программное обеспечение нематериально. Его нельзя увидеть или потрогать. Менеджер программного проекта не видит процесс "роста" разрабатываемого ПО. Он может полагаться только на документацию, кото­рая фиксирует процесс разработки программного продукта.

2. Не существует стандартных процессов разработки ПО. На сегодняшний день не существует четкой зависимости между процессом создания ПО и типом создаваемого программно­го продукта. Другие технические дисциплины имеют длительную историю, процессы разработки технических изделий многократно опробованы и проверены. Процессы создания большинства технических систем хорошо изучены. Изучением же процессов создания ПО специалисты занимаются только несколько последних лет. Поэтому пока нельзя точно предсказать, на каком этапе процесса разработки ПО могут возникнуть проблемы, угрожающие всему программному проекту.

3. Большие программные проекты - это часто "одноразовые" проекты. Большие программные проекты, как правило, значительно отличаются от проектов, реализованных ранее. Поэтому, чтобы уменьшить неопределенность в планировании проекта, ру­ководители проектов должны обладать очень большим практическим опытом. Но постоянные технологические изменения в компьютерной технике и коммуникационном оборудовании обесценивают предыдущий опыт. Знания и навыки, накоп­ленные опытом, могут не востребоваться в новом проекте.

Перечисленное выше может привести к тому, что реализация проекта выйдет из вре­менного графика или превысит бюджетные ассигнования. Программные системы зачас­тую оказываются новинками как в "идеологическом", так и в техническом плане. Техниче­ские проекты, которые являются инновационными (например, новая транспортная сис­тема), также часто нарушают временные графики работ. Поэтому, предвидя возможные проблемы в реализации программного проекта, следует всегда помнить, что многим из них свойственно выходить за рамки временных и бюджетных ограничений.

Планирование проекта

Эффективное управление программным проектом напрямую зависит от правильного планирования работ, необходимых для его выполнения. План помогает менеджеру предви­деть проблемы, которые могут возникнуть на каких-либо этапах создания ПО, и разработать превентивные меры для их предупреждения или решения. План, разработанный на началь­ном этапе проекта, рассматривается всеми его участниками как руководящий документ, вы­полнение которого должно привести к успешному завершению проекта. Этот первоначаль­ный план должен максимально подробно описывать все этапы реализации проекта.

Кроме разработки плана проекта, на менеджера ложится обязанность разработки других видов планов. Эти виды планов кратко описаны в табл. 1.

Таблица 1 - Виды планов

План Описание
План качества Описывает стандарты и мероприятия по поддержке качества разрабатываемого ПО
План аттестации Описывает способы, ресурсы и перечень работ, необходимых для ат­тестации программной системы
План управления конфигурацией Описывает структуру и процессы управления конфигурацией
План сопровож­дения ПО Предлагает план мероприятий, требующихся для сопровождения ПО в процессе его эксплуатации, а также расчет стоимости сопровожде­ния и необходимые для этого ресурсы
План по управле­нию персоналом Описывает мероприятия, направленные на повышение квалифика­ции членов команды разработчиков

В листинге 1 показан процесс планирования создания ПО в виде псевдокода. Здесь сделан акцент на том, что планирование — это итерационный процесс. Поскольку в про­цессе выполнения проекта постоянно поступает новая информация, план должен регу­лярно пересматриваться. Важными факторами, которые должны учитываться при разра­ботке плана, являются финансовые и деловые обязательства организации. Если они изме­няются, эти изменения также должны найти отражение в плане работ.

Листинг 1. Процесс планирования проекта

Определение проектных ограничений

Первоначальная оценка параметров проекта

Определение этапов выполнения проекта и контрольных отметок

while пока проект не завершится или не будет остановлен loop

Составление графика работ

Начало выполнения работ

Ожидание окончания очередного этапа работ

Отслеживание хода выполнения работ

Пересмотр оценок параметров проекта

Изменение графика работ

Пересмотр проектных ограничений

if (возникла проблема) then

Пересмотр технических или организационных параметров проекта

End if


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: