Экспериментальная установка
1 – рама, 2 – рельс, 3 – колесо, 4 – рукоятка сцепления крестовины, 5 – устройство принудительного трения,
6 – пружинный маятник, 7 – груз крестовины, 8 – направляющая, 9 –передняя крестовина, 10 – задняя крестовина, 11 – шайбы,
12 – каретка, 13 – поперечина, 14 – система передних стоек,
15 плита.
Цель работы: экспериментальная проверка зависимостей основного закона динамики вращательного движения с помощью маятника Обербека.
Задание 1. Проверка основного закона динамики вращательного движения
и определение момента инерции крестовины
- Наматываем нить на ступицу крестовины 9 так, чтобы каретка 12 с шайбами оказалась на высоте H=0,7 м. и зафиксировать крестовину в этом положении рукой;
- Отпускаем крестовину, одновременно включив секундомер, и измерить время t движения каретки 12 до нижнего уровня;
- Заполняем Таблицу 1, повторив измерения для других значений m;
Таблица 1
| m, кг | t1, c | t2, с | t3, с | , с
|
| 0,932 | 3,28 | 3,33 | 3,31 | 3,31 |
| 0,732 | 3,97 | 3,96 | 3,98 | |
| 0,532 | 4,77 | 4,77 | 4,78 | 4,77 |
| 0,332 | 6,49 | 6,5 | 6,48 | 6,49 |
- Используя измеренные значения t, по формуле
вычислим среднее значение времени t движения каретки 12 до нижнего уровня;
для m=0,932 кг.
.
для m=0,732 кг.
.
для m=0,532 кг.
с.
для m=0,332 кг.
с.
- Используя вычисленные значения
, по формулам
и
вычислим соответствующие величины моментов сил M и угловых ускорений
. Здесь m – масса груза каретки,
– ускорение свободного падения,
– ускорение тела,
– радиус ступицы:
для m=0,932 кг.

для m=0,732 кг.

для m=0,532 кг.

для m=0,332 кг.

- Построим график зависимости 
Графиком этой зависимости является прямая, проходящая через начало координат, значит
прямо пропорциональны
;
- По формуле
определим экспериментальное значение момента инерции
маятника и сравним со значением, вычисленным по формуле
, где m – масса стержня без груза, l – длина стержня,
– масса груза, R – расстояние от груза до оси вращения шкива,
.
для m=0,932 кг.


для m=0,732 кг.

для m=0,532 кг.

для m=0,332 кг.

-






