Любой объект программы (переменная, массив, функция и т. д.) имеет имя и занимает в памяти определенную область. Местоположение объекта в памяти определяется его адресом. Обращение к объекту можно осуществить по его имени или косвенно, через адрес. Обращение к объекту через адрес осуществляется с помощью переменной- указателя, связанного с объектом. Указатель хранит адрес объекта (или, иначе, адрес ячейки памяти, с которой начинается объект).
Для описания указателей используется операция косвенной адресации *. Например, указатель целого типа uk описывается так:
int *uk.
Унарная операция &, примененная к некоторой переменной, показывает, что нам нужен адрес этой переменной, а не ее текущее значение. Если переменная uk объявлена как указатель, то оператор присваивания
uk=&x
означает: "взять адрес переменной x и присвоить его значение переменной указателю uk". Теперь к переменной x можно обратиться как *uk.
В одной программе можно переопределять указатель, присваивая ему разные адреса. Тогда одна и та же переменная будет использована для обращения к разным объектам. Такой стиль обращений используется, однако, редко.
|
|
Чаще, указатели используются при работе с массивами, символьными строками, зарезервированными областями памяти и объектами, память для которых выделяется динамически во время выполнения программы (п. 2.3).
Итак, указатели предназначены для хранения адресов областей памяти. В C++ различают три вида указателей – указатели на объект, на функцию и на void, отличающиеся свойствами и набором допустимых операций. Указатель не является самостоятельным типом, он всегда связан с каким-либо другим конкретным типом объекта.
Указатель на объект содержит адрес области памяти, в которой хранятся данные определенного типа (основного или составного). Объявление указателя на объект (в дальнейшем называемого просто указателем) имеет вид:
тип *имя;
где тип – тип объекта, на который ссылается указатель. Он может быть любым, кроме ссылки и битового поля, причем тип может быть к этому моменту только объявлен, но еще не определен (следовательно, в структуре, например, может присутствовать указатель на структуру того же типа). Символ "звездочка" сообщает компилятору, что объявленная переменная является указателем. Независимо от типа объекта, для указателя резервируется два или четыре байта в зависимости от используемой модели памяти.
Пример объявления указателей на переменные целого типа:
int *pi, *pbi, *pci;
Звездочка относится непосредственно к имени. Поэтому для того, чтобы объявить несколько указателей, требуется ставить ее перед именем каждого из них.
|
|
Существует соглашение: имя указателя начинать с буквы p. Это облегчает чтение программы.
При объявлении указателя надо стремиться выполнить его инициализацию, то есть присвоение начального значения. Непреднамеренное использование неинициализированных указателей – распространенный источник ошибок в программах, который может привести к аварийному событию. Инициализатор записывается после имени указателя либо в круглых скобках, либо после знака равенства:
тип *имя указателя = инициализирующее выражение;
тип *имя указателя (инициализирующее выражение);
Существуют следующие способы инициализации указателя:
1.Присваивание указателю адреса существующего объекта:
– с помощью операции получения адреса:
int a = 5; // целая переменная
int *р = &а; //в указатель записывается адрес а
int *р (&а); // в указатель записывается адрес а другим способом
– с помощью значения другого инициализированного указателя p:
int a = 5;
int *р = &а;
int *pr = р; //pr тоже указатель на a
– с помощью имени массива:
int b[10]; // массив
int * pb = b; // присваивание адреса первого элемента массива
2. Присваивание указателю адреса области памяти в явном виде:
char *pv = (char *)0xB8000000;
Здесь 0xB8000000 – шестнадцатеричная константа (начальный адрес видеопамяти ПЭВМ), (char *) – обязательная операция приведения типа: константа преобразуется к типу указателя (char *). Таким образом, определяется, что в эту ячейку памяти будет записан код переменной типа char.
3. Присваивание пустого значения:
int *psuxx = NULL;
int *prulez = 0;
В первой строке используется константа NULL, определенная в некоторых заголовочных файлах С как указатель, равный нулю. Рекомендуется использовать просто 0, так как это значение типа int будет правильно преобразовано стандартными способами в соответствии с контекстом. Поскольку гарантируется, что объектов с нулевым адресом нет, пустой указатель можно использовать для проверки, ссылается указатель на конкретный объект или нет.
После определения указателя и его инициализации адресом переменной или адресом области памяти, указатель можно использовать для записи и чтения значения, находящегося по этому адресу. Для этого применяется операция разыменования ' * ' (получение значения через указатель). Пример:
int a; // целая переменная
int *р = &а; //в указатель записывается адрес а
*p = 5; //через операцию разыменования указателя переменной a присвоено значение 5
cout<< *p; // вывод значения переменной a через указатель
но
cout<< p; // вывод адреса переменной a
Выражение *p обладает в данном случае правами имени переменной a и может использоваться везде, где допустимо использование имен объектов того типа, к которому относиться указатель.
С помощью указателя можно записать и считать значение непосредственно из ячейки памяти с заданным адресом:
char *pv = (char *)0xB8000000;// присваивание указателю адреса области памяти в явном виде
*pv = '+'; // запись в ячейку с адресом 0xB8000000 символа +
char v = *pv; // присваивание v значения из ячейки с адресом
0xB8000000, значение будет представлено в символьном виде
Можно определить неизменяемый (константный) указатель. При инициализации ему присваивается значение адреса, которое невозможно изменить. То есть константный указатель всегда связан с конкретным фиксированным адресом участка основной памяти и является как бы его именем. Определение константного указателя имеет следующий формат:
тип *const имя указателя инициализатор;
Пример:
char *const key_byte = (char*)1047;
Значение указателя key_byte невозможно изменить, он всегда указывает на байт с адресом 1047.
Содержимое участка памяти связанного с константным указателем с помощью разыменования можно читать и изменять.
char *const key_byte = (char*)1047;
cout<<"\nbyte key: "<< *key_byte;
|
|
*key_byte = 'Ё';
cout<<"\nbyte key: "<< *key_byte;
Попытку изменить значение самого константного указателя, т.е. операцию вида
key_byte = NULL;
не допустит компилятор и выдаст сообщение об ошибке.
Можно определить указатель на константу. Формат определения:
тип const *имя указателя инициализатор;
В этом случае значение переменной, хранящейся по адресу связанному с указателем невозможно изменить через операцию разыменования. Пример:
const int zero = 0; //определение константы
int const *pconst = &zero; //указатель на константу 0
Операторы вида
*pconst = 1;
cin>>*pconst;
недопустимы, так как каждый из них – попытка изменить значение константы 0.
Однако операторы
pconst = &a;
pconst = NULL;
допустимы, так как разрывают связь указателя pconst с константой 0, но не меняют значение этой константы.
Можно определить константный указатель на константу. После инициализации такого указателя невозможно изменить ни адреса, связанного с указателем, ни значения записанного по этому адресу с помощью разыменования указателя. Например:
const float pi = 3.141593;
float const *const ppi = π
Можно определить указатель на указатель и т.д. сколько нужно раз. В следующей программе определены такие указатели и с их помощью выполнен доступ к значению переменной:
int i = 77;
int *pi = &i;
int **ppi = π
int ***pppi = &ppi;
cout<<"i = "<< ***pppi;
Указатель на тип void применяется и тех случаях, когда конкретный тип объекта, адрес которого требуется хранить, не определен (например, если в одной и той же переменной в разные моменты времени требуется хранить адреса объектов различных типов).
Указателю на void можно присвоить значение указателя любого типа, а также сравнивать его с любыми указателями, но перед выполнением каких-либо действий с областью памяти, на которую он ссылается, требуется преобразовать его к конкретному типу явным образом. Возможности связывания указателя void * с объектами разных типов показаны в следующей программе:
void *pv;
int i = 77;
float f = 2.3456;
cout<<RUS("\nНачальное значение pv = ")<< pv;
pv = &i; //работаем с переменной типа int
cout<<"i = "<< *(int *)pv; //перед разыменованием явное приведение типа указателя к типу int
|
|
pv = &f; // работаем с переменной типа float
cout<<"f = "<< *(float *)pv; //перед разыменованием явное приведение типа указателя к типу float
Ссылки
Ссылка представляет собой синоним имени, указанного при инициализации ссылки. Ссылку можно рассматривать как указатель, который всегда разыменован. Формат объявления ссылки:
тип & имя;
где тип – это тип величины, на которую указывает ссылка, & – оператор ссылки, означающий, что следующее за ним имя является именем переменной ссылочного типа, например:
int kol;
int& pal = kol; // ссылка pal - альтернативное имя для kol
const char& CR = '\n'; // ссылка на константу
Необходимо помнить следующие правила:
переменная-ссылка должна явно инициализироваться при ее описании, кроме случаев, когда она является параметром функции, описана как extern или ссылается на поле данных класса;
после инициализации ссылке не может быть присвоена другая переменная;
тип ссылки должен совпадать с типом величины, на которую она ссылается;
не разрешается определять указатели на ссылки, создавать массивы ссылок и ссылки на ссылки.
Ссылки применяются чаще всего в качестве параметров функций и типов возвращаемых функциями значений. Ссылки позволяют использовать в функциях переменные, передаваемые по адресу, без операции разыменования, что улучшает читаемость программы
Ссылка, в отличие от указателя, не занимает дополнительного пространства в памяти и является просто другим именем величины. Операции над ссылкой приводят к изменению величины, на которую она ссылается, то есть с ней работают как с переменной, но обращение идет с использование адреса, а не копии переменной.