Цель: Изучить уникальную структуру белков, их основные физико-химические свойства и функции, принципы их классификации.. Познакомиться с принципами современных методов исследования белков.
Студент должен знать:
1.Функции белков.
2. Чем обусловлена способность белка специфично связываться с различными веществами (лигандами).
3. Уровни организации белковой молекулы и связи их обусловливающие.
4. Содержание понятий «домен», «фолдинг», «шаперон».
5. Чем обусловлена растворимость белка в воде и факторы, влияющие на растворимость белка.
6. От чего зависит заряд белковой молекулы, содержание понятий «изоэлектрическая точка», «изоэлектрическое состояние».
7. Факторы, снижающие растворимость белка, содержание термина «высаливание», в каких целях используется высаливание.
8. Принцип разделения белков методом электрофореза.
10. Понятие «нативный» и «денатурированный белок»
11. Факторы, вызывающие денатурацию белка. Применение денатурирующих агентов в медицине.
12. Принципы классификации белков. Примеры.
|
|
13. Общая характеристика представителей отдельных классов простых белков и сложных белков.
Студент должен уметь:
1. Дифференцировать факторы, вызывающие осаждение белка, на факторы, вызывающие денатурацию и факторы, вызывающие осаждение нативного белка.
2. Ориентировочно (на уровне «растворим» или «плохо растворим») прогнозировать растворимость белка в воде по данным об его аминокислотном составе.
3. Построить название класса сложного белка по названию простетической группы.
4. Определить по результатам качественного анализа гидролизата нуклеопротеидов их качественный состав и степень проведенного гидролиза.
Студент должен владеть:
информацией о принципах современных методах количественного определения белка, гельфильтрации, гельхроматографии; возможных патологиях, связанных с нарушением биосинтеза белка и фолдинг процесса.
информацией о влиянии мутагенных воздействий, являющимися угрозой для существования видов
Сведения из базовых дисциплин, необходимые для изучения темы:
1.Знания о процессах растворения и диссоциации.
2. Осмотическое давление, его связь с ионным составом и концентрацией ионов.
Задания для самоподготовки:
Изучите материал темы в соответствии с целевыми вопросами («студент должен знать») и письменно выполните следующие задания:
1. Заполните таблицу: Уровни организации белковой молекулы:
Уровень организации | Типы связей | Функциональные группы, участвующие в образовании связей | аминокислоты, участвующие в образовании этих связей |
первичный вторичный третичный четвертичный |
2. Какие белки называют олигомерными? Определите понятие «протомер»
|
|
3. Чем обусловлено многообразие белков?
4. На каком этапе формирования белковой молекулы необходимы шапероны? Что может произойти с молекулой белка при их отсутствии в клетке?
5. Запишите функциональные группы аминокислот, обусловливающую амфолитную природу белковой молекулы, выделяя важнейшие и второстепенные.
6. Напишите формулу трипептида, имеющего суммарный положительный заряд при рН 7,0.
В какой среде (нейтральной, кислой, щелочной) лежит ИЭТ (изоэлектрическая точка) данного пептида?
7.ИЭТ пептида равна 5,0. Какие аминок-ты преобладают в составе пептида?
8. Напишите формулы трипептида, содержащего вал, ала, глю и трипептид, содержащий глю, асп, вал. Сравните степень их растворимости; подчеркните фрагменты молекул, определяющие их растворимость.
9. Заполните таблицу: Факторы, вызывающие осаждение белка:
Факторы, вызывающие осаждение нативного белка | Факторы, вызывающие денатурацию |
10.Принцип деления белков на простые и сложные. Понятие «простетическая» группа.
11. Представители, основные свойства и функции простых белков
12. Принцип деления сложных белков на классы, их общую характеристику, основные функции. Химическую природу простетических групп сложных белков.
13 Структуру и состав нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), различия в составе, их функции и локализацию в клетке. Структурные формулы мононуклеотидов, их названия.
14. Факторы, воздействие которых может вызывать изменения структуры ДНК с информационными последствиями.
15. Строение молекулы гемоглобина. Строение гема, структуру глобина.
Связи между гемом и глобином. Значение. Виды гемоглобина в организме человека
16. Особенности строения миоглобина и его функции. Степень сродства к кислороду по сравнению с гемоглобином.