Принципы хранения музейных предметов. Световой, биологический, температурно-влажностные режимы

Все предметы подвержены естественному старению, однако, если ослабить воздействие на них неблагоприятных факторов, процесс можно замедлить. Именно с этой целью в музее устанавливается определенный режим хранения.

Характер и сила воздействия на предмет уровня температуры и влаги зависит от многих факторов – от материала, из которого изготовлен предмет, от его устройства, от среды, где он находился до поступления в музей.

Например, изделия из кожи, дерева, тканей, бумаги и других органических гигроскопических материалов сильно страдают как от повышенной, так и от пониженной влажности. При повышенной влажности эти материалы легко разбухают, нарушается сцепление между волокнами, и предмет деформируется. Повышенная влажность вызывает появление плесени, которая разрушает и уничтожает органические материалы, а чрезмерная сухость воздуха делает многие из них настолько хрупкими, что даже простое прикосновение может вызвать разрушение предмета.

Оптимальные параметры температурно-влажностного режима исследуются специалистами. При незначительных расхождениях предлагаемые ими рекомендации выглядят следующим образом: для металла – температура + 18–20°С при относительной влажности до 50%; для стекла, эмали, керамики – соответственно + 12–20°С и 55–65%; для поделочных камней, а также драгоценных и полудрагоценных + 15–18°С и 50–55%; для дерева + 15–18° С и 50–60%; для тканей +15-18°С и 55-65%; для кожи, пергамента, меха +16–18° С и 50–60%; для кости +14–15°С и 55–60%; для бумаги +17–19°С и 50-55%; для живописи +12–18°С и 60–70%; для черно-белой фотографии до +12° С и 40–50%; для цветной фотографии до +5°С и 40–50%.

При комплексном хранении различных материалов температура воздуха в музейных помещениях должна быть в пределах 18 ±1°С, а относительная влажность 55% ±5%. Наиболее надежный способ обеспечения заданного температурно-влажностного режима – кондициони-рование воздуха, а в зданиях, не имеющих кондиционеров, он устанавливается и поддерживается с помощью отопительной системы, проветривания, увлажнителей, осушителей.

Для регистрации температуры и влажности в каждом хранилище и экспозиционном зале устанавливают специальные приборы – психрометры, гигрометры, термометры или самопишущие термографы и гигрографы. Показатели температуры и влажности регистрируются дважды в сутки, в одно и то же время, в специальном журнале.

Для замедления процесса естественного старения предметов необходимо соблюдать световой режим. Дело в том, что под воздействием света, в частности ультрафиолетовых лучей, с предметом могут происходить фотохимические изменения: он желтеет, темнеет, выцветает или полностью обесцвечивается.

Единица измерения степени освещенности – люкс (лк), измеряется специальнымприбором, который называется люксметром.

Световой режим устанавливается в зависимости от материала, цвета и степени сохранности предмета.

Все светочувствительные материалы хранятся в затемненном помещении в защищенном от света оборудовании.

Для обеспечения оптимального режима хранения музейных коллекций им необходима защита от загрязнителей воздуха, под воздействием которых происходит процесс старения и разрушения предметов. Это сероводород, сернистый газ, аммиак, хлор, пыль, сажа.

Основные способы защиты музейных коллекций от воздействия загрязнителей воздуха – герметизация помещений при наличии кондиционеров, использование фильтровальных устройств и индивидуальных упаковок для предметов – чехлов, футляров, папок. Необходима регулярная уборка музейного оборудования, помещений, прилегающей территории.

Музейные предметы, кроме изделий из металла, стекла и керамики, часто поражаются насекомыми, из которых наиболее распространены жуки, моли. Для борьбы с ними используются жидкие инсектициды, применяется способ газации помещений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: