| Утверждение | 1 почти никогда | редко | 3 время от времени | часто4 | 5 почти всегда |
| 1. Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью | |||||
| 2. При решении проблем учитываются предложения детей | |||||
| 3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи | |||||
| 4. Дети самостоятельно выбирают форму поведения | |||||
| 5. Мы предпочитаем общаться только в узком семейном кругу | |||||
| 6. Каждый член нашей семьи может быть лидером | |||||
| 7. Члены нашей семьи более близки с посторонними, чем друг с другом | |||||
| 8. В нашей семье изменяется способ выполнения повседневных дел | |||||
| 9. Мы любим проводить свободное время все вместе | |||||
| 10. Наказания обсуждаются родителями и детьми вместе | |||||
| 11. Члены нашей семьи чувствуют себя очень близкими друг другу | |||||
| 12. В нашей семье большинство решений принимается родителями | |||||
| 13. На семейных мероприятиях присутствует большинство членов семьи | |||||
| 14. Правила в нашей семье изменяются |
| Утверждение | почти никогда | редко | 3 время от времени | 4 часто | 5 почти всегда |
| 15. Нам трудно представить себе, что мы могли бы предпринять всей семьей | |||||
| 16. Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому | |||||
| 17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений | |||||
| 18. Трудно сказать, кто у нас в семье лидер | |||||
| 19. Единство очень важно для нашей семьи | |||||
| 20. Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве выполняет каждый член семьи |
К расширенным возможностям методики следует отнести исследования более частного уровня, а именно диагностических параметров шкал сплоченности и адаптации (табл. 4).
Таблица 4
Оценка параметров шкалы FACES-3
| № | Диагностические параметры | № утверждений | Шкала |
| Эмоциональная связь | 1,11,19 | Семейная сплоченность | |
| Семейные границы | 5,7 | ||
| Принятие решений | |||
| Время | |||
| b | Друзья | ||
| Ь | Интересы и отдых | 13, 15 | |
| Лидерство | 6,18 | Семейная адаптация | |
| г | Контроль | 2, 12 | |
| Дисциплина | 4,10 | ||
| Роли | 8,16,20 | ||
| b | Правила |
Конкретные результаты исследования могут быть полезны при оказании психологической помощи семьям, находящимся в кризисном состоянии, при выдвижении гипотез и определении направлений дальнейшей работы. В рамках психопрофилактики семейных нарушений подобная методика помогает быстро выявить семьи из группы риска, разработать конкретные приемы пси-хокоррекционной работы.
Группу риска, на наш взгляд, прежде всего, будут составлять семьи с ригидной структурой, не позволяющей быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и возникающим стрессам в жизни семьи, что, в свою очередь, препятствует переходу к выполнению семьей задач развития, характеризующих новый этап жизненного цикла семьи. Подобная структура затрудняет
Таблица 5






