Органов внутренних дел

Законность в условиях формирования правового государства. Ее понятие, принципы, а также реальное состояние. Отличительные черты содержания законности в демократическом обществе. Законодательство, воплощающее общедемократические ценности, соответствующее по смыслу правам и свободам человека и гражданина, как изначальная и неотъемле­мая составляющая режима законности. Проблемы законности ведомствен­ного нормотворчества.

Требование к наделенным властью субъектам строгого следования нормам права и основанным на них юридическим предписаниям. Принципиальная важность реализации указанного требования в работе органов внутренних дел. Допустимость отказа от исполнения противоправных юридических актов, нарушающих права и свободы личности.

Защита и обеспечение прав и свобод человека и гражданина как важнейшие факторы и показатели законности в деятельности органов внутрен­них дел. Задачи эффективного и качественного предупреждения, пресече­ния, раскрытия и расследования преступлений, посягающих на личность и ее права и свободы. Отказ в их защите или ненадлежащая защита как гру­бое нарушение законности.

Проблема соблюдения законности в процессе обеспечения милицией и другими подразделениями реализации прав личности. Недопустимость бюрократизма, волокиты, создания искусственных препятствий при регистрации граждан по месту жительства, выдачи заграничных паспортов, проведении технических осмотров транспортных средств и т.д.

Задача построения работы органов внутренних дел на конституцион­ном принципе признания в России человека, его прав и свобод высшей ценностью. Учет на практике положений Конституции Российской Федерации и основных международных нормативно-правовых актов о правах человека. Проблема подчинения международным стандартам правоохранительной деятельности: Кодексу поведения должностных лиц по поддержа­нию правопорядка (1979 г.), Европейской декларации о полиции (1979 г.), Основным принципам применения силы и огнестрельного оружия должно­стными лицами по поддержанию правопорядка (1990 г.) и др.

Вопросы адекватности мер ответственности сотрудников за наруше­ние законности. Порядок рассмотрения в органах внутренних дел заявле­ний граждан о нарушении их прав в результате совершенного правонару­шения, а также в результате неправомерных действий сотрудников этих органов.

Пути обеспечения и упрочения законности в деятельности органов внутренних дел. Работа МВД России в данном направлении. Роль ведомственного контроля за соблюдением прав человека сотрудниками. Значение судебного контроля и прокурорского надзора. Расширение практики обжа­лования гражданами в суд действий и решений органов внутренних дел и их должностных лиц, нарушающих права и свободы. Вопрос компенсации причиненного гражданам ущерба.

План изучения темы: практическое занятие – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа, рубежный контроль.

Цели занятия: уяснить сущность законности в деятельности ОВД, а также роль государственных органов и общественных организаций по контролю за законностью в деятельности ОВД; развить навыки анализа и применения норм, регламентирующих деятельность ОВД.

Задачи занятия: выявить причины и условия, способствующие нарушению прав и свобод человека и гражданина, а равно законности в работе органов внутренних дел. Проблема строгого соблюде­ния работниками органов внутренних дел норм российского законодатель­ства, а также признанных Россией международных нормативно-правовых актов, запрещающих пытки, насилие, другое жестокое или унижающее че­ловеческое достоинство обращение и наказание, произвольные задержания и аресты, другие грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Темы докладов:

1.Обеспечение прав и свобод личности в условиях вооружен­ных конфликтов немеждународного характера.

2. Проблема уважения работниками ОВД чести и достоинства личности.

3. Понятие и предупреждение пыток и иного бесчеловечного обращения.

4.Причины и условия, способствующие нарушениям прав и сво­бод личности.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. В чем заключается сущность законности?

2. Каковы проблемы соблюдения законности в деятельности ОВД в современный период?

3. Каков порядок обжалования незаконных действий сотрудника ОВД?

4. Как соотносятся принцип законности и принцип обеспечения прав человека?

5. Каковы причины нарушения принципа законности и принципа обеспечения прав человека в деятельности органов внутренних дел?

6. Каковы пути обеспечения и упрочения законности в деятельности ОВД?

Литература к теме № 11

1. Балалаева М.В. Обстоятельства, исключающие преступность действий сотрудников ОВД, совершаемых в сфере их профессиональной деятельности. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД РФ, 2005 – 126 с.

2. Место и роль МВД России в обеспечении специальных правовых режимов: Сборник научных трудов. – М.: ВНИИ МВД РФ, 2004. – 166 с.

3. Проблемы совершенствования деятельности ОВД и внутренних войск в особых условиях: Сборник научных трудов. – М.: ВНИИ МВД РФ, 2005. – 128 с.

4. Простомолотов О. Проверка законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей / Сб-к статей “Право: сборник студенческих работ”. – М.: Изд. дом NOTA BENE, 1999. – 768 с.

Задание на практическое занятие:

Задание 1. В комментарии к статье 7 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка говорится, что “правительства не могут ожидать от граждан соблюдения ими правопорядка, если они не могут или не хотят обеспечить соблюдение законности их собственными должностными лицам и в рамках их собственных учреждений”. Как вы считаете, является ли данное утверждение верным и почему?

Задание 2. Дайте определение понятия “достоинство” и “честь”. Сравните эти понятия. Любой ли человек обладает достоинством? Может ли человек быть лишен достоинства и чести, например, в случае совершения преступления?

Задание 3. Как соотносится содержание понятия “пытка”, используемого в международно-правовых документах и в приведенных ниже статьях Уголовного кодекса России?

Конвенция Организации Объединенных Наций против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ст. 1) определяет пытку как любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признание, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершение которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняется государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия.

Уголовный кодекс РФ:

Статья 117. Истязание

1. Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в статьях 111 и 112 настоящего Кодекса, наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, совершенное:

д) с применением пытки – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Статья 302. Принуждение к даче показаний

1. Принуждение подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля к даче показаний либо эксперта к даче заключения путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны следователя или лица, производящего дознание – наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, соединенное с применением насилия, издевательств или пытки – наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет.

Задание 4. Чем понятие “пытки” отличается от понятия “бесчеловечного обращения” и понятия “унижающего достоинство обращения или наказания”?

Задание 5. Является ли пыткой:

1) Допрос подозреваемого (обвиняемого) непрерывно в течение 24 часов?

2) Допрос подозреваемого (обвиняемого) в ночное время?

3) Допрос подозреваемого (обвиняемого) в положении стоя “смирно” в течение 8 часов?

4) Принуждение к подписанию процессуальных документов под угрозой расправы и насилия?

5) Ложные обещания отпустить на свободу в случае дачи признательных показаний?

6) Применение к подозреваемому (обвиняемому) эклектических разрядов?

7) Лишение пищи и воды задержанного в течение одних суток?

8) Содержание 40 арестованных на площади 10 кв. метров при наличии 10 постелей?

Задание 6. Какие из перечисленных ниже факторов, на ваш взгляд, способствуют практике применения пыток и жестокого обращения с задержанными лицами со стороны сотрудников органов внутренних дел? Обоснуйте свое мнение.

1. Отсутствие положений в национальном законодательстве (Конституции, законах, УК и т.д.), квалифицирующих пытки как преступления, за совершение которых предусмотрено соответствующее уголовное наказание.

2. Неэффективность процедуры подачи и рассмотрения жалоб лиц, в отношении которых применялись пытки.

3. Неэффективность расследований, проводимых соответствующими компетентными органами по фактам применения пыток или жесткого обращения и безнаказанность.

4. Редкое предоставление возмещения и компенсации жертвам пыток.

5. Низкий уровень правовой культуры сотрудников органов внутренних дел, в том числе и отсутствие соответствующей подготовки и знаний, касающихся запрета пыток среди сотрудников органов внутренних дел.

Задание 7. Сформулируйте и обоснуйте свои предложения по предупреждению пыток и другого жесткого, бесчеловечного обращения в деятельности сотрудников органов внутренних дел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: