Создание психоанализа

Вскоре Фрейд стал заниматься разработкой проблем личности и особого метода лечения неврозов. Значительное место в его теории и практике занимали проблемы бессознательного. Интерес к неосознаваемым процессам возник у Фрейда в самом начале его врачебной деятельности. Толчком к этому послужила демонстрация постгипнотического внушения, на которой Фрейд присутствовал и которая произвела на него сильнейшее впечатление.

Одной даме внушили в гипнозе, что она после пробуждения должна взять зонтик, стоящий в углу комнаты. Когда она проснулась, то действительно взяла зонтик и раскрыла его. На вопрос, зачем она это сделала, дама ответила,

что захотела проверить, исправен ли зонтик. Когда же ей заметили, что зонтик чужой, она смутилась и поставила его на место (Гиппенрейтер, 1996, с.89).

Подобные факты были известны и до Фрейда. Но Фрейд дал им новое объяснение. На основе анализа подобных и многих других фактов Фрейд создал свою теорию бессознательного. Как лечащий врач он нередко встречался с тем, что неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и скрытыми бессознательными побуждениями.

Его теория и метод исцеления души были названы психоанализом. Они стали очень популярны в психологии XX века. В дальнейшем Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека бессознательными психическими силами.

Когда Фрейд обратился к психологии, она считалась наукой о сознании. Под сознанием понималось прямое знание человека о том, что происходит в его собственной душе. Именно это знание было основой психологии. Фрейд, опираясь на свой медицинский опыт, стал изучать бессознательные силы. Больные, которых он лечил, страдали именно от того, что не знали о своих влечениях, не знали о том, что вызвало у них душевную боль. Только подавив с помощью гипноза контроль сознания, удавалось найти следы событий, травмировавших личности. В смелом вторжении в дебри бессознательной психики заключался пионерский шаг 3. Фрейда. Ключ к тайнам душевной жизни человека он стал искать не в физиологии и не в психологии сознания, а в психологии бессознательного.

В процессе лечения необходимо было проникнуть в скрытые от сознания мысли и переживания. Первоначально главным и единственным орудием был гипноз. Фрейд не владел им столь мастерски, как Брейер. Неудовлетворенность гипнозом побудила его искать другие средства.

Главным терапевтическим средством, которое изобрел Фрейд, стали так называемые свободные ассоциации. Они легли в основу психоанализа.

Понятие "ассоциации" - одно из древнейших в психологии. Оно встречалось еще у Платона и Аристотеля. Закон образования ассоциаций веками считался главным законом психологии. Например, взглянув на какую-либо вещь, человек по ассоциации вспоминает ее владельца, поскольку раньше они воспринимались одновременно, поэтому между их следами в мозгу образовалась связь - ассоциация.

Фрейд использовал ассоциации для того, чтобы найти путь в область неосознаваемых побуждений. Для этого ассоциации должны стать свободными, то есть выйти из-под контроля сознания. Так родилась главная процедура психоанализа. Пациенту предлагалось, находясь в расслабленном состоянии (обычно лежа на кушетке), непринужденно говорить обо всем, что ему приходит в голову, "выплескивать" свои ассоциации, какими бы странными ни казались эти возникающие мысли. В тех случаях, когда пациент испытывал замешательство, начинал запинаться, повторял несколько раз одно и то же слово, жаловался на то, что не в состоянии что-либо припомнить, Фрейд предполагал, что его больной, сам того не подозревая, сопротивляется некоторым своим тайным мыслям, притом сопротивляется не умышленно, неосознанно.

Открыв роль глубинных, неосознаваемых мотивов в управлении человеческим поведением, Фрейд открыл новое направление в психологии. Но его твердая убежденность (до 20-х годов) в том, что главным объяснением всех побуждений, страстей и бед человеческих является действие бессознательных сексуальных сил поссорила его со многими сторонниками и сотрудниками. Отношение к взглядам 3. Фрейда было очень противоречивым, а его теория с самого начала подвергалась критике и даже осуждению.

Ежедневно по 8-10 часов на протяжении многих десятилетий Фрейд занимался врачебной практикой. На фактах, полученных из этого опыта, он описал структуру личности. Как практикующий врач Фрейд был очень внимателен к фактам. Можно сказать, он был великим знатоком фактов, умел их обобщать, и на их основе строил теоретические положения. Однако позднее он больше занимался разработкой теорий, и меньшее внимание стал

уделять подкреплению их фактами. Возникает впечатление, что чем больше росла слава Фрейда, тем больше он начинал верить в то, что его взгляды верны, и становился менее самокритичен. 3. Фрейд обладал непримиримым характером. Он растерял почти всех своих учеников, которые пытались как-то изменить или дополнить его концепцию. Поскольку психоанализ пробивал себе дорогу с большим трудом, то каждое отступление он рассматривал как предательство. Из психоаналитической ассоциации изгонялись вместе со своими сторонниками ученики Фрейда - А. Адлер, К.-Г. Юнг, К. Хорни, М. Клейн, Ж. Лакан. Такого рода атмосфера предполагала буквальное следование доктрине, предложенной Фрейдом, и его авторитету (Руткевич, 1997, с. 20).

В психоанализе был разработан такой метод выявления бессознательных мыслей и переживаний как анализ сновидений. Заключался он в толковании психоаналитиком сновидений пациента. Фрейд предположил, что "сценарий" сновидений при его кажущейся нелепости - это код потаенных желаний, которые удовлетворяются в образах-символах сна. Это умозаключение настолько поразило Фрейда, что он запомнил, при каких обстоятельствах оно возникло. Это было в четверг вечером 24 июля 1895 года в северо-восточном углу террасы одного из венских ресторанов. По этому поводу Фрейд однажды иронически сказал, что на этом месте следовало бы прибить табличку: "Здесь доктором Фрейдом была открыта тайна сновидений". В 1900 году появилась книга "Толкование сновидений". Ее Фрейд неизменно считал своим главным трудом. В книге описывались способы формирования образов во сне: их сгущение в причудливый комплекс, замена целого частью, олицетворение и т.п. При этом он считал, что существуют символы, имеющие общий смысл для всех людей. В качестве таких символов рассматривались полет, падение, видение воды, острых предметов, выпавшего зуба и т.п. Проверка данного положения независимыми авторами не подтвердила этот вывод.

Фрейд объяснял образы сновидений как разряды эмоциональных переживаний. Источник их возникновения скрыт в бессознательном, в страхах, влечениях и других

переживаниях, вытесненных из дневной жизни. Они говорят о себе на особом символическом языке. Фрейд попытался восстановить их словарь и способ построения.

В 1901 году была опубликована его книга "Психопатология обыденной жизни", где он объяснял различные ошибочные действия (забывание имен, оговорки, описки) проявлением неосознаваемых мотивов. Причины этого, по Фрейду, следует искать в бессознательных импульсах, влечениях.

Затем последовали его работы "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905), "Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Тотем и табу" (1913).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: